III. Учение о познании и душе

Эмпедокл в отличие от своих предшественников (элеатов, в какой-то степени Гераклита) является сторонником определяющей роли чувственного познания. Аристотель писал, что, согласно Эмпедоклу, мыслить и чувственно воспринимать — одно и то же, и что мудрость возрастает уже при созерцании вещей. «Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем», ‑ утверждал Эмпедокл [10].

Познание Эмпедокл трактует по принципу познавания «подобного подобным»: познание возможно потому, что познающий (человек) и то, что он познает (окружающий мир) состоят, как мыслил Эмпедокл, в принципе из одних и тех же стихий, соединенных лишь в различных отношениях. Это делает принципиально возможным процесс познания и гарантирует, говоря современным языком философии, достаточную адекватность знаний.

Познания начинается с созерцания. По Эмпедоклу, процесс зрения состоит в исхождении огненных лучей из глаз видящего существа, но также из обратного излучения от предмета в направлении глаз («Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят»). Получение света из глаз живых существ происходит в период Вражды, восприятие же глазами световых лучей от окружающих предметов относится к периоду Любви.

От вещей, из их пор исходят испарения, которые, действуя на наши органы чувств, производят такой эффект, что сходные органы чувств узнают похожие части испускающих флюиды вещей. Происходит узнавание сходного.

Эмпедокл (как и Пифагор) верил в переселение душ и считал, что люди сохраняют воспоминания о своих прошлых существованиях. В поэме «Об очищении» он писал о себе:

«Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,

Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной…» [11].

В этой же поэме даны правила самоочищения и самоосвобождения от цикла реинкарнаций для возвращения к жизни среди богов, где нет скорби людской, нет насилия, нет вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: