IV. Выводы. Очерк 8. Анаксагор. I. Анаксагор: личность и судьба

IV. Выводы

Главная в учении Эмпедокла – идея всеобщего одушевленного и мирового живого организма.

Конкретизирована эта идея в таких основных положениях:

1) космос состоит из 4-х неизменных и непревращаемых элементов;

2) элементы эти то соединяются под действием космической Любви, то разъединяются под действием Вражды;

3) есть несколько различных космических периодов (стадий) – в зависимости от степени преобладания той или иной силы ‑

‑ есть период Любви, когда все вещи соединены в единое тело (Шар);

‑ есть период Вражды, когда каждый элемент есть только он сам и больше ничто (каждая вещь при такой взаимной изоляции элементов также не может существовать);

‑ есть два средних периода, когда преобладают Любовь над Враждой или Вражда над Любовью – в этих случаях существуют известные нам текучие и неустойчивые вещи.

Аристотель писал, что у Эмпедокла Любовь и Вражда – действующие причины, 4 элемента – материя, на которую эти причины действуют.

Но все же следует иметь в виду, что такая характеристика учения Эмпедокла – интерпретация Аристотеля. У Эмпедокла нет оформляющего и оформляемого, а есть стадии единого бытия.

Очерк 8. АНАКСАГОР

I. Анаксагор: личность и судьба

Анаксагор родился около 500 г. до нашей эры в Клазоменах – небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии в семье, принадлежавшей к знатному роду. Уже в раннем возрасте у Анаксагора пробуждается интерес к познанию и знанию и равнодушие к практической деятельности. Он хорошо был знаком с учениями милетцев, хотя учеником ни Анаксимандра, ни Анаксимена быть не мог по возрасту. Но то, что Анаксагор был воспитан на ионийской базе образованности, говорят его богатые естественнонаучные сведения и интерес к физическим вопросам.

Когда Клазомены захватили персы, Анаксагор оставляет все имущество ближайшим родственникам и покидает родной город.

В Афинах Анаксагор появился почти сорокалетним. Здесь он прожил тридцать лет ‑ приблизительно с 462 по 432 годы до н.э. Его, вероятно, пригласил вождь демократической партии Перикл, из года в год избиравшийся одним из военачальников (стратегов). Во многом благодаря Периклу, его политическому таланту и законодательному творчеству Афины стали духовным и политическим центром Эллады. Перикл старался привлекать в Афины известных людей. Быть может, жена Перикла, одна из самых образованных женщин того времени Аспасия, происходившая из Милета, рассказала Периклу об Анаксагоре.

Платон в своем диалоге «Федр» писал, что имевший природные задатки оратора Перикл, сблизившись с Анаксагором, человеком высокого образа мыслей, «преисполнился познания возвышенного и постиг природу ума и мышления, о чем Анаксагор часто вел речь» [1]. А Плутарх в «Жизнеописаниях» заметил, что от общения с Анаксагором Перикл, кроме всего прочего благотворного влияния философа, «стал выше суеверного страха, внушаемого удивительными небесными явлениями людям, которые не знают их причин, теряют рассудок и приходят в смятение…, тогда как наука о природе, устраняя боязнь, … дает человеку спокойное благочестие и благие надежды» [2].

Аспасия ввела философа в круг выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, познакомив его с создателем трагедий Еврипидом, скульптором Фидием и др.

Афины, бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного философа. Анаксагор был первым, кто познакомил афинян с философией, со многими естественнонаучными знаниями. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру великих мыслителей.

В 30-х годах положение постаревшего Перикла в качестве политического лидера уже не было столь прочным. Объектом нападок и судебных преследований становились близкие Периклу люди. Противниками Перикла был проведен закон, позволявший привлекать к суду тех, кто не исповедовал религию и проповедовал различные теории о происхождении и устройстве мира. На основании этого закона стали преследовать Анаксагора, обвинив его в безбожии, колдовстве и распространении антирелигиозных учений о небесных светилах. Сократ, которого позже судили по такому же обвинению в безбожии, говорил судьям, что свободные от условностей взгляды, в которых его обвиняют, в действительности — взгляды Анаксагора, чью книгу любой может купить всего за одну драхму [3]. По разным воспоминаниям и свидетельствам Анаксагору грозил смертный приговор, но наказания ему удалось избежать, как считается, при заступничестве Перикла и его содействии в бегстве философа из Афин.

Анаксагор возвратился в Ионию, поселился в Лампсаке, богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Там он основал школу, в которой преподавал до самой смерти. Умер он в 428 г. до н.э. По его завещанию ежегодно дата его смерти должна была становиться для учеников днем отдыха.

Образ Анаксагора, запечатлевшийся в истории культуры, ‑ образ человека, одержимого знанием и познанием, первого по-настоящему ученого-профессионала.

Для V века до н.э. была необычной космополитичность Анаксагора ‑ отсутствие приверженности к родному полису. У Диогена Лаэртского передается такой эпизод: на вопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?», Анаксагор ответил, указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня». Когда друзья спросили умирающего в Лампсаке Анаксагора, не желает ли он быть перевезенным на родину, он сказал: «Совсем этого не нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Своим домом он назвал космос (мироощущение и мировоззрение будущей эпохи эллинизма) и был одним из первых, кто мыслил себя «гражданином космоса», т.е. космополитом.

Легендарна твердость духа Анаксагора в самых тяжелых ситуациях. Узнав о смерти сына, он тихо произнес: «Я знал, что родил его смертным». А на смертный приговор, вынесенный ему в Афинах, спокойно сказал: «Природа давно присудила к смерти и меня, и их (судей)».

Скромность и простота, равнодушие к богатству и почестям, сосредоточенность на познании космоса, спокойный «созерцательный» образ жизни – это Анаксагор, по праву заслуживший уважение у своих современников и потомков. О том, что и сам Анаксагор знал себе цену, говорит такой эпизод: когда после его изгнания из Афин ему посочувствовали ‑ «Ты теперь оторван от афинян!», он немедленно возразил: «Не я от них, а они от меня».

Из духовного наследия Анаксагора сохранились значительные отрывки его произведений, прежде всего фрагменты из его трактата «О природе».

Анаксагор – философ-одиночка, учение которого, может быть, отличалось некоторой сухостью, отсутствием литературных изысков и поэтичности, по сравнению с Гераклитом, Эмпедоклом или Зеноном Элейским, но он оказал сильное влияние на своих современников и на последующие поколения философов самим типом своего мышления ‑ особой дедуктивностью, изобретательностью, стремлением обосновывать и доказывать. Но мыслит он не только теоретически, но и эстетически, хотя бы потому, что для него мир есть космос, т.е. совершенство и красота. На вопрос «для чего ты появился на свет» он ответил: чтобы созерцать солнце, луну и небеса [4].

В сочинении Платона «Гиппий Больший» Сократ называет Анаксагора среди мудрецов, которые, по его мнению, «держались в стороне от государственных дел», не то, что софисты. Софисты хвалятся тем, как много они заработали денег своими советами, а вот Анаксагор, который был действительно мудрым, был настоящим бессребреником – «ему остались по наследству большие деньги, а он по беззаботности потерял все – вот каким неразумны мудрецом он был» [5].

Аристотель тоже отмечал отсутствие практического интереса у Анаксагора, мотивом познания которого была, скорее, чистая любознательность и эстетическое удовольствие от самого познавательного процесса: Анаксагор, как и ранее Фалес, не ведают своей пользы, а только «знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и божественные, однако бесполезные, потому что человеческое благо они не исследуют» [6]. Аристотель называл Анаксагора «трезвым между пьяными». В какой-то степени именно Анаксагор был из всех философов начальной поры ближе всего как тип мыслителя Аристотелю.

По словам русского философа В.С. Соловьева, Анаксагор «из ионийских Клазомен в Малой Азии пришедший в Афины, где стяжал и славу и гонения, отмечает собою переход древней философии с места ее рождения в торговых греческих колониях к истинному средоточию эллинской образованности». Философы подвергали критике содержание законов полисов, чем «впервые произвели существенный раскол в греческой жизни». В результате – «Ксенофан всю жизнь бродил бездомным скитальцем, а Анаксагор лишь благодаря личным связям избег смертной казни, замененной для него изгнанием. Но в судьбе Анаксагора уже предчувствуется победа философии», где, несмотря на гонения, философия стала настоящею общественною силой всеэллинского, а затем и всемирно-исторического значения» [7].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: