III. Детерминизм

Демокрит был сторонником строгой необходимости: «все совершается по необходимости, … причиной возникновения всего является вихрь, который он называет необходимостью» [11].

Мир устроен так, что все в нем определено (детерминировано) движением атомов, все строго обусловлено, подчинено причинности. Ничего не возникает без причины, без некоторого основания. Случайности в мире нет места. Случайностью мы называем, с точки зрения Демокрита, то, причину чего не можем объяснить.

Главное следствие детерминизма: если до Демокрита космос представал как одушевленный и, следовательно, управляемый «разумным началом» (Законом, Логосом), то в мире «атомов и пустоты» космос уже не одушевляется, а управляется самой неразумной природой.

Поскольку каждое событие имеет причину, задачей познания становится открытие необходимых причинных связей – «лучше было бы найти одно причинное объяснение, чем получить Персидское царство».

Но, отвергая случай, Демокрит в своем учении должен был столкнуться с проблемой, на которую указал позднее Аристотель, ‑ проблема «самопроизвольности», «спонтанности», автоматичности естественного процесса. Демокрит приписывал спонтанности возникновение миров из «вихря атомов». Но искать причину вихря Демокрит не пытается. Причинное объяснение, если не поставить вопрос о первопричине, указывал Аристотель, имеет лишенное причины произвольное начало. В атомистическом учении первоначальное движение атомов действительно остается необъяснимым. Применительно к миру в целом Демокрит констатирует бессмысленность постановки вопроса о его «первой причине»: ведь то, что бесконечно, не имеет начала, а, следовательно, и причины [12].

 

IV. Теория познания

Согласно Демокриту, мышление можно объяснить вполне натуралистически – движением и связями определенных атомов. Души состоят, к примеру, из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы.

Атомы души распространены по всему телу. Демокрит предполагал, что разным частям тела соответствуют разные по величине и подвижности атомы души, отсюда – разные психические функции как бы «закреплены» за разными органами: мышление помещено в мозгу, сильные душевные движения ‑ в сердце, восприятия в отдельных органах чувств, а чувственные желания ‑ в печени.

Дыхание – условие существования атомов огня (души) в теле человека. Во сне дыхание приостановлено, как и менее интенсивна психическая жизнь у спящего. Смерть – прекращение дыхания, которое ведет к уничтожению души или психической жизни. Душа человека рассеивается после его смерти. Душевная жизнь заключена в движении тончайших и совершенных атомов.

Восприятие и мышление, согласно Демокриту, — физические процессы. Восприятие есть результат соприкосновения вещей с органами чувств. Ощущение, которое возникает при этом, Демокрит объяснил отделением от вещей маленьких частиц, которые, проникнув в органы чувств, приводят в движение огненные атомы души [13].

Ощущение во многом субъективно хотя бы потому, что в нем присутствует не только истечение атомов от предмета, с которым соприкасаются органы чувств, но и движение атомов огня ‑ встречное движение атомов, составляющих душу. Получается, что ощущение не способно доводить человека до познания истинной природы вещей. Потому-то чувства и дают нам только качественные определения, например, цвета, вкуса, температуры, а не представления о самих атомах и об их соединении в пустом пространстве. «…[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет... … В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей]» [14].

Несмотря на то, что начала знаний лежат в ощущениях, познание с помощью органов чувств дает лишь неполное и недостаточное знание ‑ знание «темное». Познание должно идти вглубь – к тому, что доступно только мышлению.

Но, в конце концов, и мышление, познающее истину всех вещей, есть не что иное, как движение атомов, правда, как Демокрит представлял себе этот процесс мышления во всех подробностях, судить по имеющимся источникам трудно, можно только строить догадки.

Мышление у Демокрита есть какое-то особое «созерцание» того, что непосредственному созерцанию неподвластно – «созерцание» невидимых глазу, но «видимых уму» мельчайших конечных частиц или атомов. Мудрость состоит в том, чтобы отвлечь свое внимание от деятельности своих чувств и быть «восприимчивым» умом к атомам. У Демокрита процесс мышления происходит при отсутствии (при «выключении») чувственной деятельности. В этом он является определенно рационалистом. Разум свои доказательства основывает на ощущениях, которые в свою очередь возникают благодаря воздействию на органы чувств объективно существующих атомов, но познание самих атомов осуществляется только при помощи разума, минуя ощущения. Это по сути дела понимание мышления в процессе познания как интуитивного постижения бытия.

Знание, полученное посредством разума, ‑ это знание «светлое», доходящее до природы вещей, т.е. до обнаружения атомов и пустоты. Знание об атомах можно получить лишь путем чисто логического рассуждения: все вещи делимы, но до бесконечности делить нельзя; следовательно, вещи состоят из частиц, далее не делимых. Атомы и есть истинная всеобщая сущность. Такие свойства атомов, как величина, форма, порядок и положение атомов органами чувств не воспринимаются. К тому выводу, что атомы наделены этими свойствами, разум приходит самостоятельно, минуя чувственные образы. Свойства атомов из-за их малой величины постигаются только умом. Чистое бытие атомов постигается разумом, дающим нам светлое, ясное, отчетливое знание самой сути вещей [15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: