II. Учение об атомах и пустоте

Неверно интерпретировать Демокрита исключительно как чистого физика в духе ранних милетцев. Мыслитель-атомист V века до н.э. создал универсальную систему, в основе которой лежала новая концепция бытия.

Вместо огня, воздуха, воды, земли – физических элементов ионийской физики – атомисты ввели отвлеченные онтологические начала ‑ атомы и пустоту.

Учение Демокрита соединило два сложившихся в первых философских школах подхода:

1) структурный подход (пифагорейцы, Эмпедокл, Анаксагор), когда выделяется единица, то, что всё составляет и из чего всё состоит;

2) субстанциональный подход, когда рассматривается основа, находящаяся в нераздельности, слитности и которая предстает как неподвижная (бытие у элеатов) или как становящаяся (огонь у Гераклита).

Согласно точке зрения Демокрита, «начала Вселенной суть атомы и пустота» ( АТОМ ‑ неделимый в переводе с древнегреческого). Атом Демокрита – конечная структурная единица всех вещей и в тоже время единая неделимая, неизменная основа всего многообразия мира.

Атомы ‑

1) конечные частицы, которые столь малы, что чувственно не воспринимаемы – они похожи на пылинки, которые носятся в воздухе, но заметны только в луче солнца ‑ так и атомы заметны только в «луче ума»;

2) неделимые физически, т.е. непроницаемые и неделимые, потому что не содержат пустоты, являются абсолютно твердыми и поэтому физически неделимыми: «первопричины… по величине неделимы», «считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость их, но также малость и отсутствие частей» [2];

2) неразрушимы: каждый атом внутренне неизменен и представляет собой фактически парменидовское единое;

3) количественно бесконечны;

4) отличаются друг от друга формой и размером: существуют всевозможные виды форм; из особо маленьких сферических атомов состоят огонь и душа ‑ «…существуют некоторые легкие тельца, одни – шероховатые, другие – круглые, третьи – угловатые и крюкастые, четвертые – закривленные и как бы внутрь загнутые, и из этих-то [телец] образовались небо и земля, причем это образование произошло по природе без всякого воздействия извне, но вследствие некоторого случайного стечения» [3];

5) отличаются друг от друга также теплотой, например, сферические атомы, из которых состоит огонь, самые горячие;

6) могут отличаться друг от друга по весу: «каждое из неделимых [телец] бывает более тяжелым вследствие большего размера» [4];

7) всегда находятся и будут находиться в движении («носятся в пустоте») ‑ двигаться и сталкиваться друг с другом: первоначально двигались беспорядочно, поскольку, как говорил Демокрит, в бесконечной пустоте нет ни верха, ни низа, а движение атомов похоже на движение пылинок в солнечном луче, когда нет ветра;

8) определяют качественное многообразие мира ‑ бесконечное множество невидимых частиц носятся в пустоте и их соединение и переплетение (порядок и положение) ведут к возникновению вещей. Качественное многообразие мира Демокрит объяснил многообразием форм и сцеплением атомов.

Всё в мире состоит из атомов. Когда Демокрит описывал атомы, он прибегал к аналогиям, взятым из мира нашего чувственного опыта. Он рисовал картину, образ атома, сходного с обычными соразмерными нам предметами. Отдельные атомы снабжены крючками, выступами и углублениями, способствующими их соединению. Такая иллюстративная образность картины мира Демокрита нейтрализует чрезмерную теоретичность вопроса о едином в многообразии и многообразии единого.

Из мельчайших, гладких и круглых атомов состоит огонь – самый подвижный и самый совершенный элемент. Огонь – источник движения организмов, из движения огненных атомов состоит душа или психическая деятельность.

В результате столкновения скопления атомов образуют вихри, которые порождают тела и, в конце концов, ‑ миры. Существует множество миров, некоторые из них растут, другие приходят в упадок, некоторые, может быть, не имеют ни солнца, ни луны, другие же имеют по нескольку солнц и лун. Каждый мир имеет начало и конец. Один мир, меньший по размеру, может быть разрушен в столкновении с бόльшим миром [5].

«Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, ни разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело все в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твердости» [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: