double arrow

Есть только атомы и пустота – основной тезис атомизма.

Пустота

Что есть пустота?

Атомы – это бытие, полное бытие, а пустота – небытие: «…Предполагая сущность атомов абсолютно плотной и полной, которую он называл их бытием, учил, что они носятся в пустоте, которую он называл небытием, и говорил, что последнее существует не менее, чем бытие» [7].

Но пустота‑ это, с точки зрения атомистов, есть в то же время атрибут бытия, т.е. сущее. В этом – парадокс бытия: атомы (бытие) не существуют без пустоты (небытия), т.е. пустота – атрибут бытия, тоже – сущее, небытие бытия. Бытие у атомистов, получается, парадоксальным: бытие включает небытие, а небытие есть атрибут бытия.

У Диогена Лаэртского сказано, что у атомистов самостоятельным статусом существования наделяется «великая пустота» и что пустота существует и вне космоса, сама по себе [8]. Космос у атомистов – не один, их (космосов) существует множество, и поэтому «великая пустота» есть атрибут бытия как бесчисленного множества миров.

Пустота лишена каких-либо качеств формы: если атомы имеют предел, то для пустоты характерна «беспредельность». В этом своем значении, как и в функции поглощения всего собой «пустота» атомистов похожа на древние представления греков о «хаосе». Хаос все раскрывает и все развертывает, но в то же время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет во внутрь» [9]. Хаос предстает как неоформленность бытия, лишенная предела, основания, света, смысла.

Пустота, правда, как и атомы, вечна, неизменна, беспредельна по величине (атомы же беспредельны или бесчисленны не только по числу, но и по форме). Пустота у атомистов неподвижна – подвижны атомы, которые носятся в пустоте.

Этими чертами, общими для атомов и пустоты, их сходство как начал исчерпывается.

И все же у атомистической пустоты есть еще одно свойство, сближающее ее с телесным бытием (с атомами): пустота, как и физическое тело, обладает протяженностью.

Протяженность – это пространство?

У самого же Демокрита понятия «пространства» не было. Его пустота лишь впоследствии была проинтерпретирована как пространство.

Пустота препятствует вещам быть непрерывными, сплошными. Она – не совсем пространство в более позднем его значении как «помещение» всего или «вместилище» всего. Пустота как разделительная способность ничего в себя не помещает, а только обусловливает раздельное бытие вещей, поддерживает их взаимную обособленность друг от друга.

У Диогена Лаэртского сказано, что «великая пустота» не дает мирам «слипнуться» в единый ком, а «тела впадают в пустоту» и сами рассеиваются в пустоте [10].

Но атомистическая пустота все же содержала в себе пространственные смыслы, которые в рамках данной философской традиции были развиты позднее. Она разделяет миры точно так же, как внутри космоса разделяет атомы. Пустота – это универсальное средство разделения.

Возможны ли онтология и физика без пустоты, например, в решение проблем движения и множественности вещей? Да, подобное решение дали уже Анаксагор, а затем Платон и Аристотель. У Демокрита существует бесконечное множество однокачественных по субстанции тел (атомов), поэтому для их разделения необходима пустота. Современник Демокрита Анаксагор предложил своего рода качественную атомистику: если начала качественно однородны (атомизм), то требуется пустота для того, чтобы объяснить их движение и физические явления вообще; но если начала мыслятся качественно разнородными (как стихии, идущие от Эмпедокла, или как «гомеомерии» Анаксагора), то пустота оказывается ненужной. Аристотель продолжил эту мысль: тела разделяются не пустотой, а другими телами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: