I. Жизнь Демокрита

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.) ‑ ученик Левкиппа, автор 70 сочинений, охватывающих все области знания того времени, создатель уникальной философской системы.

Родился в 470 г. до н.э. в Абдере, приморском городе во Фракии, основанном в VII веке до н.э. ионийцами. Абдериты пользовались у греков славой наивных простаков. Тем не менее, Абдера стала родиной таких философов как Демокрит и Протагор.

Демокрит был учеником, по одним свидетельствам, Анаксагора и Левкиппа, а по другим ‑ магов и персидских халдеев, так как совершал путешествие и к персам, и к индусам, и к египтянам, на которые истратил свою долю оставленного ему большого наследства. Вернувшись домой, он должен был по законам своего родного полиса отчитаться перед согражданами за растраченное, как считалось, попусту богатство. Состоялся суд над Демокритом, на котором он перед согражданами блестяще доказал, что оставленное богатство не только не растрачено, но преумножено – это знания, им приобретенные, и написанные им книги. «Из всех моих современников я обошел наибольшую часть земли; я делал исследования более глубокие, чем кто-либо другой, я видел очень много разнообразных климатов и стран и слышал весьма многих ученых мужей и никто еще меня не превзошел в сложении линий, сопровождаемом логическим доказательством…». На суде философ зачитал отрывки из своего сочинения «Большой мирострой». Сограждане объявили, как передает одна из легенд, его сумасшедшим и позвали засвидетельствовать это известного врача Гиппократа. Гиппократ заверил жителей Абдеры, что Демокрит истинный мудрец и что они должны им гордиться. В конце концов абдериты убедились в величии Демокрита, почтили своего земляка еще при жизни медными статуями и чеканкой серебряной монеты с гербом города и надписью «При Демокрите».

Демокрит вел скромную жизнь исследователя, тяготея к естественнонаучному знанию; обладал колоссальной ученостью, обширными познаниями, ясностью мышления, за что был прозван «Мудростью», а также «Смеющимся», так как высмеивал пустоту, праздность и глупость в своих согражданах и был автором одного из первых сочинений, посвященного природе смеха.

Демокрит прожил долгую жизнь: по одним свидетельствам – 100 и более лет, по другим – 90. Творческий расцвет Демокрита – это 40-30 годы пятого столетия до н.э.

Афины – политический и духовный центр греческих полисов в V веке до н.э. притягивал жаждущих знания. Демокрит провел в Афинах много лет, углубляя свои познания в самых разных областях, слушая всех известных в то время ораторов, знакомясь с сочинениями афинских мыслителей.

Демокрит был в Афинах как раз в то время, когда гремела слава уличного мудреца Сократа. Сократа он знал. Но среди учеников и даже просто собеседников Сократа Демокрит никогда не упоминался. Протагора, наиболее знаменитого софиста (земляка Демокрита), когда он посещал Афины, принимали с энтузиазмом. Демокрита же, который жил достаточно долго в Афинах, почему-то никто не знал. Когда Платон писал свои главные сочинения, Демокриту было около 75-ти лет. Платон упоминал всех предшествующих философов, но, что удивительно, никогда не писал в своих диалогах о Демокрите. Правда, в «Государстве» Платон воспроизводил взгляды Демокрита на общество, но в целом учение Демокрита было им по какой-то причине проигнорировано.

Диоген Лаэртский утверждал, что Платон ненавидел Демокрита настолько, что хотел, чтобы были сожжены все его книги, но этому нет в истории доказательств. Одно из возможных объяснений, почему Демокрит не упоминаем афинскими мыслителями: Демокрит презирал славу, не хотел известности в чужом полисе, предпочитая оставаться там в тени, возможно, и в силу некоторых политических причин. Те же Анаксагор и Протагор, будучи чужаками в Афинах, оказались преследуемыми, как только изменилась политическая ситуация.

Демокрит в старости, заметив, что слабеют в нем память и сила рассудка, сам, как гласит предание, ослепил себя, так как не мог уже доверять своим глазам, все более его обманывающим, и чтобы «свет не затмевал его ума». Будучи преклонным стариком, посчитал, что пора «уходить», и отказался принимать пищу.

Известно, что у Демокрита были ученики, но до нас дошло лишь несколько незначительных имен. Демокрит написал много книг («Большой мирострой», «Малый мирострой», свыше 50 трактатов и т.д.), при жизни считался выдающимся сочинителем, обладавшим не менее прекрасным стилем, чем Платон. Но произведения Демокрита не дошли до нас – от них осталось только незначительное количество фрагментов. Что же все-таки явилось причиной того, что именно произведения Демокрита наиболее пострадали среди сочинений его современников, были ли они сознательно уничтожены или же так распорядились случай, судьба, история?

Вряд ли в этом был повинен кто-либо из современных Демокриту мыслителей, Платон, например, как указывал на это Диоген Лаэртский. Платону Демокрит оказался чуждым по взглядам, но Платон обладал, как свидетельствуют его многочисленные ученики, терпимостью к чуждым ему взглядом, к критике своих взглядов, и т.п. Замалчивание имени Демокрита – это одно, а содействие в уничтожении трудов своего идейного противника, ‑ совсем другое. Исчезновение трудов Демокрита, как считают многие исследователи античности, произошло, скорее, между III и V веками н.э., что, по-видимому, связано с нарастающим влиянием в духовной сфере христианства.

Демокрит стал создателем одной из самых теоретичных для своего времени систем объяснения мира, которая не нашла широкой поддержки у современников. В течение 2-х тысяч лет его учение было отодвинуто на второй план. В Новое время учение Демокрита получило оценку как учение, наиболее соответствующее и способствующее развитию наук о природе, оказалось наиболее созвучным последующему состоянию естественнонаучного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: