Собаки лают на тех, кого они не знают

«Собаки лают на тех, кого они не знают».

Агрессия идет от незнания и потому – от непонимания.

 

71. [к 73] Марк Антонин IV 46 [ после 76 ]. «[Следует помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь».

Вот «странная фраза»: следует помнить от том, кто забывает ‑ если не помнят одни, будем помнить за них? Беспамятство одних должно усилить память других? Да. Но что некоторые забывают? – «куда ведет путь». Опять вопросы – о каком пути идет речь? – О судьбе, о направлении жизни, о направлении в целом, т.е. о Законе. Жизнь идет к смерти, а то, что есть сегодня, по Закону, по направлению пути, перейдет в свою противоположность, измениться, не будет вечно. Об этом надо помнить, это есть предостережение и предвидение, которое избавляет от излишних иллюзий, ошибок, и т.д. Забвение одних, «куда ведет путь», компенсируется памятью (и, следовательно, знанием) других.

 

72. [93] __ __

«С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную связь,— со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым».

Но те, кто помнит и знает – они «имеют … непрерывную связь с всеуправляющим логосом, т.е. они познают его, предполагают его действие, и т.д. Но почему они (знающие и помнящие) с логосом враждуют? Потому что познание есть тоже борьба противоположностей: логос всеохватен и надиндивидуален, а человеческий ум конечен и индивидуален; познание бесконечно, а жизнь человеческая конечна; логос неявен, скрыт, его возможно обнаружить проникновением вглубь, путем анализа, на поверхности же дано явное, чувственно данное, в котором можно обнаружить знаки скрытого, но которое само по себе, скорее, обманывает; и т.д. Вот почему те, кто имеет непрерывную связь с логосом, с ним в тоже время враждуют. Заключительные слова – «то, с чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым» ‑ как раз о том, что люди познающие (имеющие связь с логосом) не доверяют повседневным, чувственно данным вещам: ежедневное, отвлекающее и обманывающее, кажется им чуждым.

О трагизме познания и трагической природе мудрости, вернее, любви к ней: враждебность, чуждость – как со стороны космического логоса, к которому ценящие знание и любящие мудрость, тяготеют, но и одиночество в обычном повседневном мире, который «кажется им чуждым».

 

74. [к 97] __ __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: