«Мышление—великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно».
Мудрость – это достойное мышление, которое стремится познать природу и руководит, согласно знанию ее, поступками.
113. [91]____ __ 179.
«Мышление обще всем».
Мышление (разум) соответствует в идеале Логосу космоса. Стремясь познать логос или Закон, человек приобщается к единому Закону, через мышление обретает общность со всем универсумом. Потому-то мышление – обще всем и в нем условие общности со всем.
Но к чему же должен стремиться человек? Один из главных пороков, с которым не может примириться Гераклит, — это невежество во всей своей многоликости.
87. [117] __ de aud. 7 p. 41 A..
«Неразумный человек способен увлечься любым учением».
Действующий не по разуму человек – легковерен, через чур доверчив, «способен увлечься любым учением» ‑ увлечься, но не понять его, не разумно его обосновать (даже если это учение не твое, а чужое) или разумно его отрицать.
|
|
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 p. 644 F.
«Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина».
Невежество (незнание) скрыть невозможно, так как обычно оно есть характеристика распущенности, грубости, агрессивного незнания. Конечно, его лучше скрывать, но у людей невежественных это не получается из-за распущенности и – как следствие этого – демонстрация невежества «за чашей вина».
109. [108] __ __ 175.
«Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично».
Скрытое невежество – это понимание своего невежества, а, следовательно, возможность его преодоления. Демонстрация своего невежества – это удовлетворенность невежеством, самодовольство.
97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787 С.