А. Суждения о существовании (несуществовании) предметов

 

Всякое категорическое суждение выражает мысль о предмете. Суждение — мысль, а мысль не может быть беспредметной; мысль всегда — мысль о чем-либо. Выскажем ли мы мысль о том, что «в СССР существует социалистический строй» или, что «Пегас — крылатый конь», наша мысль относится к какому-либо предмету, в данном случае к СССР и Пегасу. Но легко заметить, что форма существования этих предметов принципиально отличается друг от друга: в первом случае речь идет об объективном существовании предмета, во втором же случае — о фантастическом существе античной мифологии. Признаки истинности и ложности характеризуют и первое и второе суждение. Истинность первого суждения понятна. Истинность же второго суждения заключается не в том, что Пегас как крылатый конь существует в объективной действительности, а в том, что это суждение адекватно отражает то представление, которое было у древних греков. И с этой точки зрения суждение «Пегас— рогатый конь», конечно, ложное.

Категорическое суждение, выражающее мысль об объективном существовании предметов и явлений, является суждением о существовании (эгзистенциальным суждением).

В суждениях о существовании утверждается (отрицается) не существование чего-либо в какой-либо форме, а, именно объективное существование предмета.

В суждениях «нет материи без движения», «атомы существуют», «бога нет» высказана мысль о существовании или несуществовании предметов. Связка «есть» в таких суждениях выражает одновременно и связку и существование.

Можно интерпретировать суждения о существование предмета как утверждение о включении данного предмета в состав объективного мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: