Теория неполного тождества содержаний субъекта и предиката

Один из видов теории содержания можно назвать теорией неполного тождества содержания.

Нужно предварительно заметить, что и эта теория, подобно предыдущей, касается только элементарных суждений. К сложным суждениям эта теория не относится.

Субъект есть то, относительно которого высказывается предикат. Отсюда вытекает, что содержание субъекта определяет все признаки и составные части, которые могут быть высказываемы относительно субъекта, оно обусловливает все определенности, которые можно предицировать по отношению к нему. Субъект обусловливает, предикат обусловлен. Содержание субъекта — это совокупность определенностей; предикат как определенность — часть содержания субъекта. Если содержание субъекта простое (т. е. в нем мыслится только один признак), тогда S и Р совпадают, между ними полное тождество. Если предикат выражает все содержание субъекта, как это имеет место, например, в определении,— и в этом случае S и Р тождественны. Вне этих предельных значений отношение между членами суждения выражает неполное тождестве, неполное равенство. Логическое отношение между S и Р есть «включение», «вчинение» Р в S. Это отношение обозначается так: S       Р

Вне всякого сомнения, существуют суждения, о которые говорит эта теория. Суждения, выражающие связь предмета и его признака, — именно такого- рода. Эту мысль и выражает эта теория языком традиционной логики:.признак как часть содержания понятия приписывается понятию.как предикат субъекту. Эта теория и есть в строгом смысле атрибутивная теория суждения. В суждении «человек разумен» признак разумности и является одним из «признаков, подразумеваемых в понятии человека, и Р тождественен с частью признаков S

Но этот принцип не может объяснить структуру всех суждений. Один из представителей этой теории-, Б. Эрдманн, сам же указывает, что данный принцип является характерной чертой только простыл (суждений.

Но дело в том, что и для простых суждений «выставленный принцип оказывается недостаточным. Многообразные отношения, которые выражаются в суждениях, насильственно сведены к одному единственному отношению,— отношению части и целого. В суждении «молния — причина грома» в содержании понятая молнии вовсе не заключается признак грома или «причины грома» и, наоборот, понятие грома или  «причины грома» вовсе не является частью содержания понятия молнии. Вообще суждения, выражающие отношение причины, временные и пространственные связи между вещами и явлениями, отношения родства, равенства, и т. д., никак нельзя объяснить принципом неполного тождества содержащий или принципом «вчинения».

И тут, как в разобранной выше теории, вопрос об отношении суждения к действительности не (Поставлен. Представители этих теорий интересуются только.одной проблемой: каково взаимоотношение понятий.в суждениях. Понятия в суждениях — или полностью тождественные по содержанию или ж е частично тождественные. Эти теории принципиально стоят на позициях идеализма.

Суждение— основное орудие познания действительности. Суждение — мысль, отражающая действительность. Признак истинности и ложности необходимо присущ всякому суждению. И поэтому основной вопрос, который должна решить теория суждения,— это вопрос, что и как отражает суждение..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: