Вопрос 11. Правовое регулирование системы спец. Образования в РБ
1) Кодекс РБ об образовании (принят в 2011г)
2) Всеобщая декларация прав человека (1948)
3) Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971)
4) Декларация о правах инвалидов (1975)
5) Конвенция о правах ребенка (1989г)
6) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов(1993)
7) Конституция РБ, провозглашающая права человека
8) Закон РБ «Аб правах дзицяци» (1993)
9) Конвенция о правах инвалидов
10) Концепция развития инклюзивного образования в РБ
Вопрос 12. Основные теории обучения детей с ОПФР
1) Теория деятельности (А.Н. Леонтьев)
Личность в теории деятельности -это целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. На каждой возрастной ступени развития представлен определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. При деятельностном подходе всякое обучение – деятельность. Знания можно получить и сохранить только в условиях активности обучаемого. Таким образом, с позиции ТД проблема обучения детей с ОПФР рассматривается как освоение ими таких видов деятельности, в которых изначальна задана система знаний и их использование.
|
|
2) Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин)
Пять этапов усвоения действий
1) Создание ориентировочной основы действия
2) Формирование действия в материальном (действие с предметами)или материализованном (действия со схемами, символами)
3) Формирование действия как внешне речевого (Саша, накорми куклу)
4) Формирование действия в речи для себя
5) Формирование действия во внутренней речи и его полный переход в умственную форму
3) Теория Основные концепции Л.С. Выготского
Представление Л,С, Выготского об «актуальном уровне развития» и «зоне ближайшего развития». Акт ур-нь развития измеряется трудностью задач, которые ребенок решает самостоятельно, без помощи взрослого. Зона ближайшего развития – зона функций, которые сейчас находятся в зачаточном состоянии. Акт ур-нь – успехи развития, зона ближ. – показатель развития перспектив на завтрашний день. Зона ближайшего развития свидетельствует о возможностях ребенка в плане обучаемости под руководством взрослого и определяет оптимальные для ребенка условия обучения. Учить его нужно тому, чем он может овладеть.
4) Теория социализации (Г.М.Андреева)
Социальное развитие личности подразумевает взаимодействие с социальной средой и активное восстановление социальных связей. Сущ. 3 сферы социализации: деятельность, общение, самосознание. Обучение детей с ОПФР направлено на расширение и умножение социальных связей ребенка с внешним миром, развития у него самосознания и становления образа «Я»