Вопрос 13. Методологические подходы в обучении и воспитании детей с ОПФР

Вопрос 13. Методологические подходы в обучении и воспитании детей с ОПФР

1. Системный(В.П.Беспалько, Т.А.Ильина) обучаемые объекты и процессы-развивающиеся системы, включающие многообразие взаимосвязей как внутренней системы так и за ее пределами. Данный подход позволяет поделить педагогический процесс с учетом целостности, структурности, иерархичности.

2.Аксиологический(ценностный)- выражает ценность человека в его неповторимости, непохожести, в его природной и социальной уникальности

3. Антропологический(М.М.Борыдко) выступает в качестве базиса инклюзии. Данный подход помогает определить основы построения социальной среды ориентированной на субъекты личности

4.Личностно-ориентированный (ориентированность на духовные силы ребенка, вера в его возможности)

5.Деятельностный (педагог должен успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания всех без исключения детей с учетом специфики их образовательных потребностей)

6.Компетентностный(Т.А.Лещинская, Т.В.Лисовская)

 

 

Вопрос 14,15,16 Принципы специального образования и коррекционной педагогики

Принцип- основное положение, руководящая идея, основное правило поведения деятельности

1.Принцип комплексности – заимствование форм, методов, средств, инструментариев смежных наук. Принцип комплексности изучения детей с ОПФР, т.е. сравнение данных, полученных учителями, врачами, воспитателями, психологами. Основная задача коррекционной педагогики – разработка эффективных способов или методов предупреждения и преодоления в развитии детей

Специфические принципы в обучении и воспитании детей с ОПФР

I.Специфические принципы организации совместного обучения и воспитания

1. Основополагающий принцип коррекции отношений – устранение или ослабление социального вывиха путем создания среды комфорта и защищенности для ребенка с ОПФР. Содействие развитию его активности и самостоятельности

2.Принцип диагностичности отношений-основан на взаимодействии участников образовательного процесса, на терпимости и толерантности по отношению к другим мнениям, в том числе и неверным

3.Принцип аксиологический (ценностный)- выражает ценность человека в его неповторимости, непохожести, в его природной и социальной уникальности

4. принцип коррекционной направленности обучения- ориентирует педагога на оказание помощи ребенку в первую очередь в овладении способами учебных действий. Обучая ребенка с ОПФР его учат учится

II. Принципы организации взаимодействия между педагогами

1.принцип сотрудничества

2.принцип педагогического оптимизма

3. принцип признания ребенка с ОПФР такими же как его сверстники

Пути и успешная реализация принципа коррекционной направленности детей

1) Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка

2) Адаптация средств педагогического процесса к ОПФР ребенка

3) Структурная простота материала

4) Ориентация на формирование ВПФ с акцентом на их осознанность и произвольность

5) Опора на предметно практическую деятельность с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи

6) Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения

7) Выполнение детьми задания соответствующих уровню трудности в зоне их ближайшего развития

8) Использований повторений в упражнениях

9) Формирование умения осуществлять рефлективную деятельность

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: