Вопрос 13. Методологические подходы в обучении и воспитании детей с ОПФР
1. Системный(В.П.Беспалько, Т.А.Ильина) обучаемые объекты и процессы-развивающиеся системы, включающие многообразие взаимосвязей как внутренней системы так и за ее пределами. Данный подход позволяет поделить педагогический процесс с учетом целостности, структурности, иерархичности.
2.Аксиологический(ценностный)- выражает ценность человека в его неповторимости, непохожести, в его природной и социальной уникальности
3. Антропологический(М.М.Борыдко) выступает в качестве базиса инклюзии. Данный подход помогает определить основы построения социальной среды ориентированной на субъекты личности
4.Личностно-ориентированный (ориентированность на духовные силы ребенка, вера в его возможности)
5.Деятельностный (педагог должен успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания всех без исключения детей с учетом специфики их образовательных потребностей)
6.Компетентностный(Т.А.Лещинская, Т.В.Лисовская)
Вопрос 14,15,16 Принципы специального образования и коррекционной педагогики
Принцип- основное положение, руководящая идея, основное правило поведения деятельности
1.Принцип комплексности – заимствование форм, методов, средств, инструментариев смежных наук. Принцип комплексности изучения детей с ОПФР, т.е. сравнение данных, полученных учителями, врачами, воспитателями, психологами. Основная задача коррекционной педагогики – разработка эффективных способов или методов предупреждения и преодоления в развитии детей
Специфические принципы в обучении и воспитании детей с ОПФР
I.Специфические принципы организации совместного обучения и воспитания
1. Основополагающий принцип коррекции отношений – устранение или ослабление социального вывиха путем создания среды комфорта и защищенности для ребенка с ОПФР. Содействие развитию его активности и самостоятельности
2.Принцип диагностичности отношений-основан на взаимодействии участников образовательного процесса, на терпимости и толерантности по отношению к другим мнениям, в том числе и неверным
3.Принцип аксиологический (ценностный)- выражает ценность человека в его неповторимости, непохожести, в его природной и социальной уникальности
4. принцип коррекционной направленности обучения- ориентирует педагога на оказание помощи ребенку в первую очередь в овладении способами учебных действий. Обучая ребенка с ОПФР его учат учится
II. Принципы организации взаимодействия между педагогами
1.принцип сотрудничества
2.принцип педагогического оптимизма
3. принцип признания ребенка с ОПФР такими же как его сверстники
Пути и успешная реализация принципа коррекционной направленности детей
1) Целостное воздействие педагогического процесса на личность ребенка
2) Адаптация средств педагогического процесса к ОПФР ребенка
3) Структурная простота материала
4) Ориентация на формирование ВПФ с акцентом на их осознанность и произвольность
5) Опора на предметно практическую деятельность с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи
6) Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения
7) Выполнение детьми задания соответствующих уровню трудности в зоне их ближайшего развития
8) Использований повторений в упражнениях
9) Формирование умения осуществлять рефлективную деятельность