Общение как основа социального взаимодействия

       Социальное взаимодействие индивидов невозможно без обмена информацией, действиями, восприятиями, а значит и без общения. более того, общение и стало той почвой, на которой выросло все социальное взаимодействие. Так как человек – существо социальное практически с момента своего выделения в отдельный вид, то и общение в той или иной форме существовало всегда. Однако такая сложная знаково-символическая система кодирования окружающей реальности, как человеческий язык, появилась относительно недавно. Конечно, какой протоязык бы л уже у наших далеких предков, и «Homo Habilis» и «Homo Erectus», но в окончательном виде как основной способ коммуникации он оформляется все-таки у «Homo Sapiens». Истоки формирования языка, а значит и человеческой речи уходят корнями в историю эволюционных изменений человечества. Потребность в совместной целесообразной целеполагающей деятельности вызвали к жизни этот уникальный способ взаимодействия.

       В психологии под общением традиционно понимают сложный много плановый процесс возникновения и развития контактов между индивидами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Также модно встретить и другие определения. Например, в учебном пособии Луковцевой А.К общение определяется как: «…процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.»[1]. Но так или иначе в любом определении общения подчеркивается его главная особенность – передача информации общающимися друг другу.

Традиционно выделяют три стороны общения:

1. Коммуникация. Под этим понимается процесс передачи информации друг другу с помощью языка. В данном случае процесс носит взаимный характер, т.е. информация не только транслируется от одного партнера по общению другому, но и происходит процесс подтверждения полученной информации, что порождает ее качественную передачу.

2. Интеракция. в ходе процесса общения стороны не только обмениваются языковыми сигналам, но и действиями. Более того, подавляющее количество информации при повседневном общении передается неречевыми способами. Например, придя домой, муж может даже без слов понять, что у жены плохое настроения. Также очень чутко улавливают малейшие нюансы настроения взрослых маленькие дети. Также информацию можно передавать с помощью прямого телесного контакта, или через органы чувств, когда мы наблюдаем за действиями другого человека.

3. Перцепция. Эта сторона общение подразумевает восприятие общающимися друг друга. Причем воспринимается не только образ другого человека, но и то, как мы сами воспринимаемся партнером по общению. Таким образом существует не только простое отражение, но и удвоенное, т.е. наше собственное представление о том, каким нас видит тот, с кем мы в данный момент контактируем.

По своей сути, общение представляет собой процесс не только обмена информации, но и способ хранения накопленных человечеством знаний. Эти знания сохраняются в языке, сначала в форме различных преданий, сказаний и мифов, а с появлением письменности информация уже обретает достоверный и объективный характер. Любому исследователю антропогенеза человека очевидна та роль, которую сыграло появление речи в развитии человека. Тот комплекс способностей и умений, которое отличает человека от животных был бы невозможен без наличия языка. Причем совместная деятельность – это только одна из возможных причин возникновения речи. В конце концов, совместная охота есть и у волков, однако речь у них почему-то не появилась. Это говорит нам о том, что появление человеческого языка все еще остается определенной загадкой для науки. Однако сам язык все же существует, мы на нем говорим, и он играет определяющую роль в развитии уже современного человека, со всеми его инновациями и технологиями. Это влияние выражается в различных функциях общения, среди которых выделяются следующие:

1. Информационная. Эта функция вытекает из самой сути общения как процесса обмена информацией. При этом передается не только мысль, но и чувство, просьба, пожелание приказ. Более того, информация может передаваться и в неязыковой форме, например, через жесты, тактильные контакты и т.д. в любом случае, полученная в ходе общения информация служит побуждающим мотивом к действию того, кем она была получена, способствуя, таким образом более эффективному социальному взаимодействию.

2. Объединяющая. Как уже отмечалось выше, одной из основных предпосылок возникновения языка стала потребность в коллективной организованной деятельности. И если первые охотники и собиратели не нуждались в столь сложном способе кодировки окружающей реальности, то с появлением производящего хозяйства потребность в этом стала насущной. Постепенно с появлением и накоплением излишков производительной деятельности появились и другие потребности, например в учете и контроле, а следовательно, в бюрократии. Вообще переход к оседлому образу жизни породил новые формы сложной коллективной деятельности, таких как строительство, ирригация и т.д. понятно, что такие сложные формы совместной деятельности требуют более четкой организации, что стало возможным с дальнейшим развитием языка. Наконец, в современности технологии стали настолько развитыми, что индивидуальная деятельность осталась только в творчестве и, отчасти, в науке. Большинство же современных производств представляют собой сложную систему взаимоотношений и взаимодействие между различными людьми, существование которой было бы невозможно без наличия общения.

3. Социализация. С момента своего рождения маленький ребенок начинает осваивать реальность, в том числе и социальную, поскольку сразу же оказывается вовлеченным в контакт с другими людьми. И, если поначалу ребенок полностью зависим от своего окружения, без которого ему просто физически невозможно выжить, то постепенно в дальнейшем он начинает вступать во взаимоотношения с физической средой, с миром предметов, ребенок осуществляет это также через посредство окружающих людей. Развитие его психической жизни и реакций в своих истоках опять-таки имеет форму человеческих отношений.

Если в раннем возрасте тесный и непрерывный контакт со взрослыми — необходимое условие для адекватного психофизиологического и интеллектуального развития ребенка, то в последующей истории развития личности человека его общение с окружающими людьми — это естественная предпосылка и условие его социализации и нормального функционирования как члена определенного социума. Благодаря общению с другими индивидами человек начинает осваивать социальное пространство, погружаясь в него, усваивая основные базовые ценности социума, нормы взаимоотношений, и в конечном счете, стереотипы поведения, являющиеся релевантными для данного общества.

4. Побудительная. Суть в том, что заставить другого человека действовать можно, стимулируя его активность, направляя его на выполнение тех или иных действий. Так, мать принуждает ребенка выполнить какую-нибудь домашнюю работу (помыть посуду, пропылесосить пол) с помощью просьбы или прямого указания, т.е. с помощью языка как основного средства общения. Или руководитель ставит задачу перед подчиненным, доводя до него распоряжение через своего помощника или при непосредственном контакте, используя общение.

5. Регулирующая. Осознанное воздействие на социальное поведение отдельных индивидов и социальных групп. Социально-психологическая сущность общения заключается во взаимовлиянии и вытекающем отсюда воздействии общающихся друг на друга, результатом чего является соответствующее изменение в поведении людей. Смысл человеческого общения состоит в обмене информацией о скрытых от поверхностного взгляда мотивах и побуждениях человеческого поведения, о состоянии взаимоотношений между людьми в той или иной сфере социальной практики. Потребность в новой информации важна, в свою очередь, как механизм корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Существует два основных вида общения, которые люди постоянно используют в своей повседневной практике социального взаимодействия. Эти два вида, в основном, дополняют друг друга, позволяя более качественно передавать информацию друг другу.

1. Вербальное общение. В литературе можно встретить точку зрения, что вербальное общение – это звуковое общение, т.е. по эту категорию попадают и звуки, издаваемые животными, такие как пение птиц, крики обезьян, лай собак и т.п. В принципе, такое понимание имеет право на существование, однако включение в этот вид общения человеческой речи как бы уравнивает ее с теми способами, которыми пользуются животные. Конечно, животные кричат не просто так, и в стае шимпанзе, например, ученые насчитали 32 звука, которые имеют вполне определенные значения. Более того, некоторые из животных способны овладеть даже человеческим языком. Для примера, всемирно знаменитая горилла Коко, недавно, к сожалению, скончавшаяся, была способна к общению с помощью более, чем 2000 слов (на языке жестов и другими способами). Однако в любом случае это не сравнимо с общением на осознанном рефлексивном уровне, с использованием сложной знаково-символической системой кодировки реальности, которой и является человеческий язык.

Люди, как и животные, естественно общаются друг с другом и также взаимодействую с окружающей средой, используя предметы, жесты и звуки. Однако не существует каких-либо внятных признаков, что животные, обитающие в естественных условиях, имеют способность к абстрагированию реальности и выделению себя как субъекта из природной среды. можно вспомнить известный эксперимент с гориллами, когда в местах их обитания установили зеркало, чтобы проверить их реакцию как известно, узнавание себя в зеркале является одной из предпосылок наличия сознания и самосознания. Однако, эксперимент потерпел неудачу - самец гориллы принимал угрожающие позы, то же самое делало и отражение в зеркале, после чего он просто бросался на него, и это повторялось неоднократно. Заметим, в скобках, что речь идет о животных, не имевших контакта человеком, так как вышеупомянутая говорящая горилла родилась и выросла среди людей и никогда не жила в дикой природе.

Если животные и оперируют какими-то понятиями, что они имеют исключительно предметный характер, что резко отличает их звуковое общение от человеческого. Дело в том, что человек оперирует, во взаимодействии с окружающей средой, не предметными понятиями, а абстрактными. Другими словами, мы имеем дело не с самой реальностью, а с нашими представлениями о реальности. По сути, человеческий язык есть своего рода шифр, система кодировки, которой мы обозначаем явления действительности. Именно поэтом, люди, пользующиеся различными система кодировки, и не понимаю друг друга. Говоря на разных языках, они просто использую различные системы шифрования. Но если система кодировки у двух партнеров по общению одинакова, то в этом случае и возникает понимание. Поэтому имеет смысл говорить и вербальном общении среди людей и звуковом общении животных как о принципиально различных системах коммуникации.

2. Невербальное общение. Под невербальным видом общения понимается такой способ коммуникации, при котором обмен информацией осуществляется с помощью жестов, мимических движений, тембра голоса, скорости речи и т.д. В животном мире – это основной способ коммуникации, так как животные лишены речевого аппарата и поэтому передавать информацию могут только таким способом. Отметит, что при таком способе коммуникации информации передается ничуть не меньше, а даже больше, чем при звуковом. По положению тела, манере поведения животные сразу понимают, например, кто является вожаком в стае волков, кто является доминирующим самцом у павианов и т.д. Более того, положение тела может служить серьезным механизмом торможения агрессии, помогая сохранять численность отдельного животного сообщества, и популяции в целом. Например, при схватке за место доминанта в стае, более слабый волк принимает позу подчинения, т.е. ложится на спину и открывает наиболее уязвимые места. Этого достаточно, чтобы прекратить агрессивные действия со стороны конкурента.

У человека тоже достаточно богатый арсенал невербальных сигналов, который выступает в качестве дополнительного инструмента, способствующего более адекватной передаче информации. В современной психологии распространено мнение о том, что при обычном общении мы передаем около 93% информации именно через невербальные сигналы. При этом, подавляющее большинство людей не знакомы со значениями основных невербальных сигналов, но, тем не менее, на подсознательном уровне чувствуют их значение. Поэтому мы часто можем почувствовать, что кто-то пытается нас обмануть, хот, никаких объективных предпосылок к этому вроде бы нет. Наиболее наглядно это демонстрируют маленькие дети, которые пытаются впервые обмануть взрослых. Конечно, любой взрослый человек однозначно определяет ложь ребенка, поскольку его невербальные сигналы слишком красноречивы. С течением времени и постепенным взрослением ребенка он обучается контролировать свою невербалику, но только ее наиболее яркие проявления. Более мелкие движения, направление взгляда и т.д. практически не поддаются контролю.

Основное отличие невербального способа коммуникации от вербального состоит в том, что наше сознание контролирует речевые процессы, так как речь теснейшим образом связана с мышлением. Невербальные же сигналы относятся к подкорковой зоне активности головного мозга, поэтому, по большей части, не контролируются сознанием. Невербальные сигналы – это сфера более эмоциональная, чем рациональная, и выступает в качестве дополнительного способа коммуникации. Поэтому, если у человека совпадают вербальные и невербальные сигналы, то мы склонны ему верить. На этом, в принципе, и основано актерское искусство, и, отчасти, система Станиславского, который как раз и призывал актеров не играть роль, а вжиться в своего персонажа, т.е. освоить не только его речь, но и невербалику.

По своей форме общение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное общение предполагает прямой контакт между индивидами, когда не существует пространственной и временной дистанции. Это самая распространенная форма общения, с которой человек сталкивается в ежедневном режиме. Именно для этой формы чрезвычайно важна невербальная составляющая общения, поскольку она позволяет передавать не только информацию, но и отношения, так в данном случае задействована эмоциональная сторона нашей психики. Используя различные невербальные сигналы (если понимать их значение) позволят Вам быстрее убедить собеседника в чем-то, принять Вашу точку зрения, исполнить просьбу или распоряжение. Интересным представляется тот факт, что даже внешность человека, косвенно относящаяся к невербальным сигналам может существенно повлиять на восприятие общающегося. Например, хорошо известно и экспериментально подтверждено, что человек с бородой выглядит более убедительно, т.е. если человек с бородой и безбородый будут доносить одну и ту же информацию до своей аудитории, то процент поверивших в нее у бородатых выше. Палеоантропологи объясняю это тем, что в древнейшие времена до старости доживали, в общем-то, немногие. Соответственно бородатый человек ассоциируется у современных людей с более опытным и умным персонажем, который смог дожить до своих лет.

В современном мире, с его все больше растущей технологизацией и появлением все большего количества разных способов взаимодействия, большое значение начинает принимать опосредованная форма общения, когда партнеры разделены временем или пространством, или и тем и другим одновременно. Появление интернета вообще перевело общение в другую плоскость, сократив время доставки информации, но оставив опосредованный его характер. При опосредованном общении существенно снижается роль эмоционального компонента общения, поэтому человеку, принимающему информацию, сложнее понять отношение собеседника к ней. Не случайно в сети так распространены различные эмодзи, смайлики и т.п. Их задача как раз и состоит в том, чтобы восполнить недостающий элемент общения, т.е. эмоции общающихся индивидов.

Общение по форме также бывает анонимное, функционально-ролевое и неформальное. Анонимное общение представляет из себя контакт между незнакомыми людьми. Когда мы платим за проезд кондуктору в общественном транспорте, расплачиваемся на кассе супермаркета или оформляем какой-нибудь документ в МФЦ, мы контактируем с людьми, которые, хотя и принимают косвенно участие в нашей жизни, но абсолютно незнакомы нам с точки зрения их ценностных установок, образа жизни и отношения к окружающей реальности.

Функционально-ролевое общение является таким видом общение, при котором социальное взаимодействие индивидов и их коммуникация осуществляется в рамках предписанных или официально закрепленных социальных ролей с определенным функционалом, т.е. правами и обязанностями. Человек в современности является членом большого количества социальных групп, как формальных, так и неформальных, больших и малых, референтных и нереферентных. Например, если мы видим ситуацию, когда преподаватель читает лекцию студентам, то их социальные роли очевидны. При этом, если эти же самые люди оказываются в другом социальном пространстве, например, в салоне авиалайнера, то их социальная роль, на время полета, это – роль пассажира воздушного судна. Понятно, что функционал роли студента и пассажира имеет существенные отличия, и требования к их поведению тоже отличаются. Конечно, даже находясь в салоне самолета, преподаватель не перестает им быть,но во время полета главной становится роль пассажира.

Неформальное форма общения подразумевает такой вид межличностных контактов, когда коммуникация осуществляется за рамками официальных отношений. дружеские отношения, отношения, основанные на эмоциональном компоненте, например взаимной симпатии, родственные отношения - все это общение в форме неформальных контактов. При такой форме общения не существует официальных или юридически оформленных правил общения. Эти правила и нормы диктуются предыдущим опытом взаимодействия в схожих ситуациях, эмоциональным восприятие индивидами друг друга.

Разумеется, эти формы общения не являются раз и навсегда закрепленными за участниками конкретного процесса взаимодействия. незнакомые люди могут познакомиться, кассир в магазине может поступить в ВУЗ и обрести социальную роль студента, коллеги по работе могут влюбиться друг в друга и стать семейной парой. Перетекание одной формы общения в другую – это нормальный для современного общества процесс, когда в больших агломерациях сконцентрировано огромное количество людей.

Одним из наиболее важных компонентов общения человеческих индивидов является перцептивный аспект, т.е. общения как процесс взаимовосприятия. Выделяют несколько механизмов общения как процесс взаимного восприятия людьми друг друга.

1. Идентификация. Распространенный механизм понимания другого, основанный на попытке бессознательного отождествления себя со своим партнером по общению. Например, если студент видит ситуацию, когда другой студент сдает зачет, то затем в ходе их дальнейшего общения он может реконструировать состояния другого, так как он сам когда-то имел опыт подобных переживаний. Конечно, далеко не всегда мы можем использовать этот механизм, поскольку существуют уникальные состояния типа первого полета в космос или погружение в Марианскую впадину, но, в повседневности мы, как правило, сталкиваемся с достаточно типичными ситуациями, опыт переживания которых у нас уже есть.

2. Рефлексия. Субъекту общения важно не только отстраненно понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

3. Стереотипизация. Своеобразный механизм восприятия другого, основанный на часто недостоверных и искаженных представлениях об образе партнера по общению. В данном случае стереотип трактуется как некий сложившийся социальный образ, которым пользуются как штампом. Строго говоря стереотипизация является типичной ошибкой обобщения, когда негативный опыт социального взаимодействия с представителем конкретной социальной распространяется на всю общность целиком. Часто стереотипы формируются под воздействием массовой культуры, и базируются на элементарном невежестве, когда отдельные известные черты представителей данной социально общности либо гиперболизируются, либо мифологизируются, представляя искаженный слепок реальности. Так и появляются представления о вечно пьяных русских, злых кавказцах и пунктуальных немцах.

Проводилось достаточное количество различных экспериментов и социально-психологических опросов, которые однозначно показали, что множество представлений людей об окружающей реальности и других людях базируются на ложных стереотипах. Например, при показе фотографии, на которой изображен человек с квадратным подбородком, многие из опрошенных утверждали, что это – человек с сильной волей. Другие говорили, что красивые люди – самовлюбленные и глупые и т.д.

В одном из экспериментов экспериментатор показывал двум группам студентов фотографию одного и того же человека. Но первым он говорил, что на фотографии изображен выдающийся ученый с большим количеством значимых научных открытий. Другая группа получала информация, что человек на фотографии – преступник, на счету которого многочисленные жертвы. Соответственно, разошлись и описания испытуемых. Если первые говорили, что человеку на фотографии присущи такие черты как доброта, отзывчивость и интеллект, то вторые утверждал, что перед ними фотография человека, которому свойственны жестокость, властность и цинизм. Из этих исследований видно, что стереотипы, которые существуют в общественном пространстве и мышлении индивидов, оказываю сильное влияние на восприятие тех или иных социальных явлений или других людей.

Конечно, вышеописанные механизмы восприятия одного индивида другим в процессе коммуникации, иногда приводят к проблемам в общении. Эти проблемы могут иметь разную природу. Какие-то вызваны ложными стереотипами, какие-то ошибочной интерпретацией поступков и высказываний людей, какие-то – психологическими особенностями тех или иных индивидов. Эти препятствия, затрудняющие коммуникацию индивидов, получили название барьеров общения. Таких барьеров можно выделит великое множество, но мы остановимся на наиболее распространенных из них, которые можно объединить в несколько групп.

1. Барьеры понимания и восприятия. Эту группу барьеров общения возглавляет наиболее очевидный и понятный – языковой барьер. В современном мире насчитывается более 200 базовых языковых систем, которые объединены в различные группы. На базе этих языковых групп существуют также более 1000 различных диалектов. И, хотя, по данным ученых-лингвистов, диалекты исчезают очень быстро, все равно языковой барьер существенно осложняет коммуникацию индивидов, относящихся к различным языковым группам. Правда, есть надежда на развитие современных технологий, использование которых поможет решить эту проблему. Уже сейчас существуют нейронные сети, способные более-менее адекватно переводить с одного языка на другой уже не только язык повседневности, но даже и научные тексты. Конечно, пока ни одна нейросеть не в состоянии передать все тонкоси и нюансы языковых конструкций при переносе из языка в язык, однако, прогресс в этой области не вызывает никаких сомнений.

Таким образом, решение этой проблемы осуществляется двумя путями. Во-первых, из-за исчезновения диалектов и продолжающегося процесса глобализации, языки постепенно начинаю сближаться, происходит своеобразная языковая диффузия, когда слова из одного языка становятся частью другого. Во-вторых, колоссальный прогресс компьютерных технологий позволяет уже сегодня осуществлять коммуникацию с носителем другого языка.

Следующий барьер, затрудняющий комфортное общение индивидов – смысловой барьер. Под смысловым барьером общения понимается несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Суть этого барьера состоит в том, что слова в языке могут иметь различную смысловую нагрузку для разных людей. Помимо общепринятых значений, слова имеют личностный, индивидуальный смысл. Когда же происходит несовпадение личностных смыслов произносимых слов, то нарушается понимание индивидами друг друга. Кроме слов, одно и то же действие может трактоваться по-разному, с точки зрения участника событий. Например, драка в воинском коллективе, с точки зрения командования, есть нарушение воинской дисциплины, подлежащее наказанию в установленном уставом порядке. Но, для самих участников потасовки она может иметь совершенно другой смысл, например, быть способом отстоять свое достоинство и пресечь дальнейшие издевательства, или попыткой повысить свой социальный статус.

Еще одним барьером, мешающим людям общаться комфортно и бесконфликтно является так называемый «барьер двойника». Исакове название обусловлено тем, что невольно думаем о нашем собеседнике как о самом себе, т.е. приписываем ему наши мнения и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Здесь включается механизм психологической проекции, когда мы переносим свое внутреннее «Я» на другого, ожидая соответствующей реакции. Однако, всегда стоит помнить, что наш партнер по общения является самодостаточной личностью, со своим внутреннем миром, со свои «Я». Поэтому не стоит оценивать поступки другого человека с точки зрения собственных представлений.

Также стоит упомянуть эстетический барьер, связанный с манерой одеваться, и в целом, внешним обликом человека. Неопрятно одетый, в грязной одежде и с нечесаными волосами индивид вряд ли настроит другого на позитивный контакт с ним. Первое впечатление крайне важно для дальнейшего общения, а оно складывается, в первую очередь из внешнего облика. Более того, в дальнейшем первое впечатление о человеке с т рудом поддается корректировке, иногда приходится потратить на это массу сил и времени, а зачастую это просто невозможно.

Еще одним барьером, встающим на пути общения, является так называемая каузальная атрибуция. Строго говоря, это не совсем барьер общения, так как проявления этого механизмы взаимовосприятия можно встретить и при нормальном общении. Название складывается из двух слов, имеющих латинские корни: «cause», которое переводится как «причина» и английского глагола «to attribute» - «придавать, приписывать, наделять». Если переводить дословно, то получается, что каузальная атрибуция – это приписывание причин. Таким образом, речь идет о причинной интерпретации, суть которой состоит в том, что поступки другого индивида объясняются пущем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведе­ния. А поскольку, под влиянием механизма проекции мы часто строим предположения о мотивах мыслях и действиях другого человека на основе наших собственных представлений о них, то неизбежно ошибаемся, что и приводит к затруднению общения.

И, наконец, социальный барьер. Причиной сложностей в общении может быть разный социальный статус партнеров. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Наиболее наглядной иллюстрацией того, как меняется стиль общения в зависимости от социального статуса партнера, является произведение А.П. Чехова «Толстый и тонкий», где ярко показано, что такое социальный статус и как он влияет на отношение партнеров по общению друг к другу. Когда мы воспринимаем нашего партнера как равного, не подозревая о его высоком социальном статусе, то общение протекает в нормальном режиме. Но если правда о высоком социальном положении открывается, то меняется и характер общения, даже между близкими друзьями. Конечно, полностью абстрагироваться от социального положения партнера по общению невозможно, но необходимо всегда помнить, что статус социальное положение человека не является его личностной чертой, и имеет временный характер. Модно вспомнить бывших политиков, артистов, представителей эстрады, которые, занимая высокое положение, были окружены повышенным вниманием окружающих, закончили свою жизнь всеми забытыми, одинокими, и часто в нищете.

2. Барьеры взаимодействия. К этой группе барьеров относится, в первую очередь, мотивационный барьер. Он возникает тогда, когда люди преследуют разные цели в общении, и ожидают, в связи с этим разного результата. Например, при общении двух друзей один из них хотел обсудить его расставание со своей девушкой, чтобы получит моральную поддержку, а целью второго было обсуждение покупки им нового автомобиля. Очевидно, что из-за расхождения их мотивов, общение не будет успешным, и даже может привести к серьезной ссоре.

Барьер некомпетентности. Часто возникает при общении разных по статусу или уровню образования индивидов. Также довольно часто такая ситуация характерна для общения руководителя и подчиненных, причем как в ту, так и в другую сторону. В данной ситуации у одного из партнеров по общению некомпетентность второго вызывает раздражение и чувство потерянного времени.

Также выделяют этический барьер, который возникает, когда ценностные ориентации партнеров и их нравственные установки носят антагонистический, диаметрально противоположный характер. при несовпадении ценностных систем крайне трудно поддерживать конструктивный стиль общения, поскольку постоянно приходится отвлекаться на отстаивание своей позиции и критику ценностных установок партнера. Для примера можно привести споры сторонников креационизма и физиков – атеистов, сторонников «жесткой руки» и либералов, националистов и глобалистов.

3. Барьеры коммуникации. Первый из барьеров, осложняющих обмен информацией общающимися – это логический барьер. Логический барьер возникает тогда, когда собеседник не умеет выражать свои мысли так, чтобы они были понятны другим. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые возникаю у него в голове. При столкновении с таким собеседником, надо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы – это поможет получить необходимую информацию.

Фонетический барьер. Связан с особенностями дикции собеседника и его манеры говорить. Не все люди обладают четко поставленной и хорошо артикулированной речи. Дефекты речи могут быть связаны с врожденными особенностями, могут являться последствиями болезни или даже типом темперамента. В данном случае нужно слушать очень внимательно и не боятся переспрашивать в тех случаях, когда Вам что-то непонятно. Ваш партнер по общению обычно прекрасно знает о своих недостатках и не будет принимать уточнения близко к сердцу.

Психологический барьер. Его истоками являются личностные особенности собеседника, такие как различные акцентуации характера, уровень самооценки, тип темперамента. Особую сложность представляет общение с людьми с патологическим характером. Такой человек не умеет подстраиваться под окружение, его характер практически не меняется и общение обычно непродуктивно. Кстати, многие ученые обладали патологическим характером, что говорит о том, что патологии характера никак не связаны с уровнем интеллекта и образования. Поэтому при общении с такими индивидами нужно соблюдать максимальную осторожность, чтобы не провоцировать их на агрессивные действия. Отдавайте себе отчет в том, что человек не может ничего поделать с собой, так как патологии характера формируются в раннем детстве и остаются с человеком до конца его жизни. Причины патологий характера еще недостаточно хорошо изучены и понятны. однако, уже очевидно, что это не является психическим заболеванием, так как при патологических изменениях характера на выявлено никаких поражений головного мозга. Это подтверждает утверждение о том, что патологии характера имеют не физиологическую, а психологическую природу.

 

Контрольные вопросы:

1. Как понимается общение в психологии? Приведите варианты определений.

2. Назовите и раскройте содержание основных сторон общения.

3. Что такое вербальное общение? Чем отличается звуковое общение животных и человека?

4. В чем особенность невербальной коммуникации?

Раскройте содержание основных механизмов общения как понимания людьми друг друга?

5. Что такое каузальная атрибуция? Приведите примеры действия каузально атрибуции в человеческом общении.

6. Назовите и опишите основные барьеры восприятия и понимания.

7. Приведите примеры барьеров коммуникации.

8. Что такое барьеры взаимодействия?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: