Конфликт как особая форма. Социального взаимодействия. Понятие и источники конфликтов

2. КОНФЛИКТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА

СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

На настоящий момент времени на Земле проживает огромное количество индивидов, которые, к тому же, объединены в не менее чем 20 миллионов различных социальных групп и общностей. Очевидно, что отношения между ним не могут быть безоблачными. Поэтому, то тут, то там, мы слышим сообщения об очередном теракте, войнах, убийствах, преступлениях против личности etc. Но почему так происходит, почему люди не могут жить в мире и согласии? Ответ на это вопрос пытались найти многие мыслители, как древних времен, так и современности.

Конфликты сопровождаю человечество на протяжении всей его сознательной истории. Как и почему они возникают, существует ли универсальный источник конфликта, дело в природе самого человека или это – следствие появившейся социальности? Ответы на эти вопросы пытаются найти многие науки, но ведущее место среди них занимает конфликтологии, появившаяся как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XX века. Несмотря на свою относительную молодость, наработки в этой области уже принесли существенные результаты в деле прояснения природы конфликтных противостояний.

Прежде, чем переходить к истокам и причинам конфликта, необходимо разобраться, что из себя представляет конфликт как специфическая форма социального взаимодействия. в чем его характерные черты и особенности, чем он отличается от других форм.

В конфликтологической науке существует достаточно большое количество определений конфликта. Однако, как часто бывает со столь сложными явлениями, привести их все к какому-то инварианту, общему знаменателю – задача чрезвычайно сложная. Поэтому выдели основные признаки, характеризующие такое сложное социальное явление. Эти признаки присутствуют с прямом или скрытом виде практически в любом определении конфликта.

1. Насилие. Обыденное сознание относит понятие насилия к вещам самоочевидным. Под насилием обычно понимается некое агрессивное воздействие на другого индивида. Наиболее продвинутые обыватели могут, наверное вспомнить о психологическом и моральном насилии, однако на этом список форм насилия обычно заканчивается. Прежде чем переходить к описанию различных форм насилия, мы должны уяснить – что понимает под насилием современная социальная наука.

Начнем с того, что далеко не любое проявление агрессии есть проявление насилия, как бы парадоксально это не звучало. Например, лев, который убивает антилопу, однозначно совершает акт агрессии, и, с точки зрения антилопы, насилия, но на самом деле это просто инстинкт выживания, который заставляет льва использовать межвидовую агрессию, чтобы не умереть от голода. Это нельзя назвать насилием в человеческом смысле этого слова. Но это животные, а как с насилием обстояло дело у первобытных людей? Здесь тоже не все так просто. Для примера, в палеоантропологии известно большое количество случае каннибализма, начиная с палеолита и практически до современности. Другое дело, что как показывают этнографические исследования, сами каннибалы не считают поедание человека чем-то постыдным и аморальным.

Все дело в том, что первобытные люди не жили большими коллективами и группами, они охотились и занимались собирательством большими семьями, численность которых не превышала 30 человек. Поэтому все остальные группы были для них чужаками, которых можно и съесть, если нет другой возможности утолить голод. Более того, уже в современных условиях описываются случаи, когда каннибализму подвергались даже члены собственного племени. Этнографы записали рассказ одного из аборигенов Огненной Земли о том, как в голодные времена они поедали своих старых женщин. При этом он со смехом описывал, как старухи пытались спрятаться, убежать в горы, и как их все-таки ловили и съедали. С точки зрения современных представлений – это ужас и несомненная дикость, насилие в чистом виде. Надо думать, что и старухи племени тоже бы согласились с этим утверждением. Однако сами каннибалы не видят в данном случае разницы между животным и человеком, поэтому современный человек, поедая свиную отбивную, с такой точки зрения – тоже проявляет насилие в отношении свиньи.

Показателен, в этом плане, рассказ другого индейца, который рассказывал о том, как они питаются. Перечисляя зверей, на которых они охотятся, он вдруг назвал индейца из другого племени. Удивленные этнографы переспросили, правда ли он имел в виду человека, на что получили утвердительный ответ. В глазах огнеземельца представитель другого племени, особенно если он один, ничуть не хуже какого-нибудь оленя или импалы. При этом индеец никак не мог понять, почему все этому так удивляются. В его сознании не укладывалось, что это – аморальное и насильственное действие, не сравнимое с охотой на зверей.

В современном обществе случаи каннибализма все-таки чрезвычайная редкость. Однако появилось множество других форм насилия, которых в древности не могло быть по определению. Самым простым видом насилия является причинение физического ущерба, но, кроме этого, существует также и вербальное насилие, структурное, психологическое, моральное и т.д. Под насилием понимается в данном случае умышленное причинение ущерба другому с целью достижения определенного результата. Поэтому стоит отличать животную агрессию от человеческого насилия, которое имеет социальную природу и, в подавляющем большинстве случаев, направлено на получение определенной выгоды.

2. Наличие противоречий. В основе конфликта как специфической формы социального взаимодействия индивидов всегда лежат противоречия. Другие формы социального взаимодействия могут быть обусловлены самыми различными факторами. Среди этих факторов можно выделить цели, интересы, профессиональную необходимость и т.д. Противоречий в социальной жизни очень много, они существуют на всех уровнях социального взаимодействия, от межличностных до противоречий между масштабными социальными общностями. Это гендерные противоречия, истоки которых находятся в социально устройстве социума и связаны с положением женщин в социальной стратификации. Также существуют противоречия между представителями властных групп и остальным населением, межпоколенческие противоречия и целый ряд других.

Наличие противоречий в социуме, с одной стороны, способствуют общественному прогрессу и модернизации, с другой – порождают многочисленные конфликты. Однако, надо заметить, что далеко не каждое противоречие перерастает в конфликт. Большинство находят свое разрешение в различных общественных договоренностях, в юридическом поле и компромиссах. Конфликт представляет собой наиболее острую форму разрешения противоречий, где наносится ущерб обеим сторонам конфликтующих субъектов.

Многочисленные исследования данной проблемы поставили перед социумом ряд насущных вопросов, главным из которых является вопрос о возможности полного устранения противоречий из социальной ткани. Попытки решить данную проблему обычно приводят к пониманию необходимости изменения социальной системы. Современное общество, по крайней мере, развитое, основано на постоянной конкуренции между различными социальными группами. Бизнес, политика, массовая культура и другие социальные институты находятся в постоянной борьбе за выживание. Это и является стимулом развития и модернизации. Попытки вмешаться в эту систему и создать искусственную модель социальной справедливости пока что терпели неудачу.

Опыт социалистических стран с плановым хозяйством, общественной собственностью на средства производства, и централизованным распределением ресурсов, как правило, порождали уродливые формы рыночных отношений, которые были вытеснены в теневые зоны экономик. Всем, кто жил в Советском Союзе, знакомы слова «блат», «достать» и т.п. Постоянный дефицит самых элементарных товаров приводил к тому, что они появлялись по завышенным ценам у спекулянтов. Однако, надо отметить, что при такой системе существуют и огромные плюсы в виде бесплатного жилья, низкого уровня цен на коммунальные услуги, топливо по крайне низким ценам. Но в конкурентной гонке с другими странами, которые встали на рельсы рыночной экономики, конкуренция в области потребительских товаров была проиграна. Да, в отдельных областях СССР и обгонял других, но это, в основном, сферы, связанные с производством вооружения, освоения космоса. Причем это требовало колоссального напряжения сил практически всех жителей страны, хотя и опосредованно.

Таким образом, можно сделать вывод о несостоятельности подобных попыток. Конечно, социализм требует от человека очень высокого уровня сознательности, как в отношении общественной собственности, так и в ограничении потребностей. Но на практике реализовать это практически невозможно, поскольку, например, ощущать себя собственником, зная, что тем же самым владеют еще миллионы и миллионы людей, психологически очень сложно. Поэтому пока мы существуем в социуме, в основе развития которого лежат социальные противоречия и конкуренция, а значит и конфликты.

3. Дефицит ресурсов. Одной из главных проблем современного человечества является проблема перенаселения. Взрывной рост числа жителей нашей планеты был обусловлен значительны увеличением продолжительности жизни, снижением детской смертности, благодаря развитию современных технологий в целом, и медицины, в частности. Однако этот процесс повлек за собой увеличение потребления земных ресурсов, количество которых ограничено. Естественно, что это обстоятельство способствовало обострению конкуренции за них и привело к увеличению количества конфликтов.

Еще со времен каменного века, как хорошо известно палеоантропологам, сокращение количества пищевых ресурсов, необходимых для выживания группы людей, приводило к столкновению меду ними. Результаты таких столкновений часто бывали весьма показательны. Например, при раскопках одной из палеолитических стоянок, была обнаружена группа из 17 индивидов, которые стали жертвами соседнего племени, проще говоря, были съедены. Конечно, в современном обществе до этого пока далеко, поскольку люди понемногу приучаются к экономии ресурсов, да и развитие технологий энергосбережения не стоит на месте. Но все равно тенденция достаточно тревожная. Проблема также осложняется тем, что невозможно предложить ее адекватное решение, не прибегая к принудительным мерам по ограничению рождаемости.

В основе любого конфликтного противостояния практически всегда лежит противоречие, связанное с перераспределением ресурсов. Это не обязательно материальные ресурсы, также сюда включаются и статусные ресурсы, власть и управление денежными потоками. Усложнение социальной системы, вызванное ростом народонаселения, породило новые социальные противоречия не только внутри отдельных стран, но и между ними. Соответственно, появились и новые виды конфликтов, которые раньше просто не возникали, ввиду отсутствия почвы для их появления.

Стоит также отметить, что не все конфликты в своем основании имеют противоречия объективного характера, вызванные эволюцией социальной системы. Некоторое количество конфликтов связано с субъективными факторами психологической природы. В конфликтологии принято выделять несколько типов конфликтных личностей, которые становятся источником столкновений из-за своих личностных особенностей. Патологический характер, завышенная или заниженная самооценки, психологические комплексы и фобии могут стать и становятся источником конфликтного взаимодействия. однако подавляющее большинство конфликтов имеют в своей основе объективные источники.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сформулировать определение конфликта. Итак, конфликт как особая форма социального взаимодействия индивидов – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий, выражающаяся в открытой борьбе с причинением значительного ущерба ее участникам за материальную, социальную, духовную или иную ценность, с применением самых различных форм насилия. В приведенном определении отражены основные черты конфликта как особой формы социального взаимодействия человеческих индивидов, связанные с использованием насилия, причинения физического и психологического, а также борьбой за различные ценности.

Анализ любого конфликтного противостояния предполагает его рассмотрение в различных плоскостях, с разных сторон. Первый плоскость рассмотрения касается структуры конфликта, так как конфликт представляет собой определенную схему или систему со взаимосвязанными элементами. Первым элементом структурного аспекта конфликта являются его участники. Для обозначения сторон, участвующих в конфликте, используют разные наименования. В литературе, посвященной данной тематике, можно встретить «стороны конфликта», «участники конфликта», «оппоненты» и т.п. Эти термины употребляют для обозначения основных субъектов конфликтного взаимодействия, т.е. тех, кто непосредственно принимает участие в конфликте, применяет насилие в отношении своего противника и сам терпит ущерб. Субъектами конфликта могут быть как отдельные личности, таки и социальные группы, и более масштабные социальные общности.

Выделяют несколько рангов субъектов конфликта, отличающихся друг от друга по объему силовых ресурсов, которые они способны задействовать в открытом противостоянии. В данном случае под рангом понимается комплексная характеристика сил, способов и средств, с помощью которых и ведется борьба, наносится ущерб оппоненту.

1. Субъекты конфликта первого ранга. Самый слабый ранг оппонента, так как при противостоянии опирается только на собственные (личные) силы и средства и преследует в конфликте индивидуальные интересы и цели. Семейный конфликт, в котором участниками являются только муж и жена является наглядным примером столкновения оппонентов первого ранга. Любой межличностный конфликт представляет собой конфликт субъектов первого ранга.

2. Субъекты конфликта второго ранга. Отдельные малые социальные группы, преследующие в конфликте групповые (надличностные) интересы и цели и использующие в своей борьбе силовые ресурсы группы. Добавим, что от имени группы может действовать и отдельная личность, но если ее групповая поддержка выражена в явной форме, то субъектом является именно социальная группа как единое целое. Столкновение группировок футбольных фанатов, представителей различных религиозных конфессий, общественных сил и движений – все это примеры субъектов конфликта второго ранга.

3. Субъекты конфликта третьего ранга. Социальные институты и организации, а также более масштабные социальные общности, или личности, выступающие от их имени, преследующие в конфликте надгрупповые (социальные или общественные интересы и цели), и использующие объем силовых ресурсов масштабной социальной общности.

3. Субъекты конфликта четвертого ранга. Отдельные государства, страны и цивилизации, преследующие национальные интересы, и опирающиеся на все общественные институты, включая вооруженные силы. Любая война является примером столкновения оппонентов четвертого ранга. Справедливости ради отметим, что существует отдельное научное направление, которое занимается изучением войн как таковых (полемология), но в рамках данного пособия можно ограничиться отнесением войн к взаимодействую социальных субъектов четвертого ранга.

Ранги оппонентов не являются раз и навсегда закрепленными за его участниками и могут меняться в ходе конфликта. Студента, в конфликте с преподавателем, может поддержать его группа, и его ранг изменится с первого на второй, на стороне одного из политических движений может выступить власть, и тогда его ранг тоже изменится.

Следующим структурным элементом, подлежащим анализу при рассмотрении конфликтной ситуации, является объект и предмет конфликта. Не все конфликтологи разводят эти понятия, используя оба термина как синонимы. Основания для такой точки зрения есть. Например, в конфликте двух школьников из-за найденной денежной купюры, не так важно разделять предмет и объект конфликта, так как в данной ситуации это одно и тоже. Однако, если посмотреть глубже, то некоторые различия все-таки имеются. По сути, объект конфликта есть некая, выраженная в явной форме, ценность, из-за которой ведется борьба. Предметом конфликта является стремление оппонентов конфликта реализовать собственные интересы, желания и потребности. Например, если двое молодых людей борются за внимание одной девушки (допусти, что она не может сама выбрать и предоставила им такое право), то предметом конфликта может быть как желание быть рядом с ней, так и нежелание того, чтобы с ней был кто-то другой. Похожая ситуация отражена в пьесе Островского «Бесприданница», и в снятом по его мотивам фильме «Бедная Лиза», где главный герой, лишившийся возможности женитьбы на своей избранницы просто убивает ее («Так не доставайся же ты никому…»).

Объектом конфликта выступает материальная, социальная, духовная или иная ценность, которая значима для конфликтующих. При анализе любого конфликтного взаимодействия крайне важно правильно определить, как объект так и предмет, если это возможно. Дело в том, что часто участвующие в конфликтном противостоянии стороны не до конца осознают причины их противостояния. В другом случае, одна из сторон может идти на сознательную подмену объекта конфликта в своих корыстных интересах. Допустим, что в семье скопилась некоторая сумма денег, которую можно потратить либо на отпуск, либо на покупку шубу. Несли муж примет решение потратить деньги на семейный отпуск, то жена может начать конфликт, утверждая, что муж ее не любит. Приэ том, она может действительно так считать, однако объективная реальность будет этому противоречить.

Несколько сложнее дело обстоит с примерами социальных и духовных ценностей, и конфликтов, возникающих из-за них. Строго говоря, социальной ценностью можно назвать то, что имеет значимость только в обществе и при наличии большой социальной общности. Например, социальный статус, престижная работа или даже как ни странно, большое количество денег – это все имеет смысл только в общественном пространстве. В самом деле, если гипотетически представить ситуацию, в которой несколько человек одномоментно оказываются вне общества, на необитаемом острове, то, несмотря на их различный социальный статус и общественное положение, значение будет иметь только низх умения и навыки выживания в непривычной среде.

Духовные ценности - одна из самых проблематичных сторон общественной жизни в целом. Дело в том, что их кодификация, т.е. четкое определение невозможно a priori. В связи с этим даже внутри одного социума может параллельно существовать несколько ценностных моделей, которые конкурируют между собой и порождают конфликты. Конечно, представители властных элит всегда стремятся привести социум к некоторому единому ценностному знаменателю причем иногда это происходит квазинасильственным путем через пропаганду определенной системы ценностей, а иногда и путем прямого насилия. Примерами могут служить Кампучия времен Пол Пота, Северная Корея и некоторые африканские страны.

Социальная среда также является структурным элементом конфликтного взаимодействия. под ней принято понимать те условия, в которых протекает конфликт, и которые придают ему соответствующую специфику. Например, перманентный конфликт между религиозной и светской системой ценностей будет протекать по-разному в разных обществах. Если в России он лишен остро выраженной открытой формы противостояния, хотя последствия для некоторых участников могут быть серьезными. Пример группы Pussy Riot, устроивших так называемый «панковский молебен» в храме Христа Спасителя, понесли наказание в виде реального лишения свободы. Теперь представьте подобное, например, в одной из главных мечетей Саудовской Аравии, которая является одной из самых фундаменталистских стран. Очевидно, что последствия для участниц этой группы были бы куда серьезнее и печальнее.

Таким образом, социальная среда обуславливает течение конфликта, с точки зрения его насильственности масштабности и продолжительности. Поэтому, при анализе любой конфликтной ситуации, необходимо учитывать социальное окружение, в котором он протекает различия в условиях течения конфликта обусловят и релевантные способы его регулирования и разрешения.

Силовые ресурсы, являющиеся также одним из элементов конфликтного противостояния, представляют собой все формы, методы и конкретные средства, с помощью которых наносится максимально возможный ущерб оппоненту и достигается победа в конфликте. К ним относятся как материальные средства, так и физическая сила, а также различные способы психологического, морального и вербального воздействия на своего противника. Объем силовых ресурсов зависит и определяется рангом оппонента в конфликте. Чем выше ранг субъекта конфликтного взаимодействия, тем большим объемом ресурсов он располагает. Самый мощный силовой ресурс, которым обладают оппоненты четвертого ранга – вооруженные силы. Кстати, именно поэтому, регулярная армия редко используется для решения внутренних проблем общества. Это происходит потому, что в какой-то момент военные могут ощутить себя самостоятельным субъектом политики, и, не имея противника с соответствующим объемом силовых ресурсов, захватить власть.

И, наконец, важнейший структурный элемент конфликтного взаимодействия – это представления самих участников конфликта о нем. В ситуации открытой борьбы, когда применяется насилие, конфликтующие стороны наносят ущерб друг другу, резко ослабляются механизмы рефлексивного восприятия реальности. Оппоненты оказываются поглощенными борьбой, поэтому часто утрачивают рациональный контроль над ситуацией.

Ослабление действия механизмов рефлексии приводит к искажению адекватного восприятия как ситуации конфликта, так и самой реальности в целом. Участникам конфликта начинает казаться, что противник представляет собой абсолютно воплощение зла, и все его действия направлены на единственную цель – уничтожение оппонента. Существует много примеров трансформации представлений индивидов и социальных групп друг о друге. Как правило, с ситуации конфликта, представления переходят в разряд бинарных оппозиций, где вы на стороне добра, света и справедливости, а ваш оппонент, соответственно – наоборот, га темной стороне.

 Трансформация представлений субъектов о конфликтном взаимодействии, в котором они принимают участие – важнейшая задача конфликтологии. Уже существую определенное количество методов, позволяющих снизить градус конфликтного взаимодействия и перевести отношения из плоскости конфронтации в отношения сотрудничества. Одним из основных приемов является рационализация ситуации, когда противникам предлагают на определенное время прекратить конфликтные действия, как раз для того, чтобы начали работать рефлексивные механизмы восприятия реальности. Любому прекращению войны предшествует перемирие, во время которого могут и не вестись переговоры, стороны просто прекращают огонь, чтобы дать время своим чувствам «остыть».

Конфликт – это не только застывшая схема социального взаимодействия индивидов, которая существует только в статичной неизменной форме. Конфликт – это динамический процесс, который, в своем развитии проходит целый ря стадий, каждая из которых имеет определенные признаки и содержание.

1. Латентная стадия. Это самое начало конфликта, предваряющее его возникновение. На этой стадии еще не ведется никакой открытой борьбы, стороны не наносят ущерб друг другу и со стороны не видно никаких, даже потенциальных проявлений конфликта. На этом этапе развития конфликтной ситуации происходит формирование противоречий, причем, незаметно для самих будущих участников конфликта. Например, два человека решили создать семью и заключили брачный союз. Казалось бы, все хорошо, они любят друг друга и не должно быть никаких проблем, однако контуры будущего конфликта уже начинают прорисовываться. Дело в том, что они были воспитаны в разных типах семейных отношений. если один из брачных партнеров воспитывался в условно-демократическом типе семьи, где не существует разделения домашней работы по гендерному признаку, а другой – в условно-патриархальной семье, в которой было подобное разделение, то потенциально конфликты будут возникать из-за отказа одного из супругов выполнять домашние обязанности.

2. Стадия осознания противоречий. Эта стадия характеризуется осознанием существа проблемы будущими оппонентами в конфликте. Если вступившие в брак стороны, в процессе дискуссии и обсуждения сложившейся ситуации найдут взаимоприемлемое решение, то конфликт может и не возникнуть. Если один из супругов поймет, что отказ от выполнения домашней работы связан не с банальной ленью, а личностными установками, сформированными под влиянием семейных отношений, то есть несколько путей решения данной проблемы. Стороны могут найти компромисс, кто-то может пойти на уступки, либо начать конфликтные действия.

3. Стадия открытой борьбы. Собственно, начало конфликта как такового, т.е. применение насилие, нанесение физического урона, материального ущерба, психических травм и т. д. Обычно переход к стадии открытой борьбы происходит после какого-либо инцидента, который является спусковым крючком, который запускает механизм конфликтного взаимодействия. Инцидентом может служить любой событие, которое провоцирует потенциальных оппонентов на переход к конфликтной модели социального взаимодействия.

Переход к конфликту может и не сопровождаться инцидентом, особенно в тех случаях, когда одна из сторон имеет своей целью полное устранение своего оппонента. В великом противостоянии Рима и Карфагена, римлянам не нужен был никакой повод для уничтожения своего заклятого врага и конкурента. Представители Римской Империи изначально рассчитывал стереть Карфаген с лица Земли и с карты истории. Что и было ими успешно реализовано, когда подавляющее большинство жителей Карфагена были изгнаны с мест своего проживания или просто уничтожены. Кстати, для того, чтобы ни у кого не возникло ни малейшего желания восстановить прежний порядок, были засыпаны солью и песком все плодородные земли, вырублены все плодовые деревья, ликвидированы все постройки.

Таким образом, инцидент не является реальной причиной конфликта, он служит лишь поводом, «последней каплей», триггером, который запускает конфликт. При этом инцидент может быть спровоцирован противоположной стороной для оправдания своей агрессии. Такой прием часто используется в современных вооруженных конфликтах, так как акт прямой агрессии может вызвать определенные последствия для начавших конфликтное противостояние.

После начала конфликтных действий усиливается конфликтная мотивация сторон и начинает нарастать насильственность, другими словами происходит эскалация конфликта. Под эскалацией конфликта понимается постепенное увеличение насильственности и интенсивности конфликтных действий, конфликтующие субъекты задействуют все большее количество своих ресурсов, стремясь нанести максимальный урон своему оппоненту.

Логика протекания конфликтного взаимодействия формулируется в виде закона эскалации конфликта. Под конфликтогеном, в данном случае, понимается определенное действие или бездействие, направленное на нанесение ущерба противоположной стороне, усиливающее мотивацию конфликтного поведения. Формулировка закона эскалации конфликта следующая: сила действия обратного конфликтогена всегда стремится быть больше силы действия предыдущего. Суть в том, что в ответ на нанесение нам ущерба, мы стараемся ответить причинением еще большего урона своему противнику. Таким образом начинаетсч раскачиваться своеобразный маятник конфликта, со все более нарастающей амплитудой движения. Такие колебания происходят до тех пор, пока не будут исчерпаны силовые ресурсы одной или обеих сторон конфликта, либо нет будут найдены другие варианты решения проблемы.

4. Разрешение или завершение конфликта. Любой конфликт, каким бы продолжительным, интенсивным и масштабным он не был, рано или поздно все равно заканчивается. Окончание конфликта может быть обусловлено самыми различными факторами – вмешательством третьих сил, отказа от продолжения борьбы одним из участников, примирением сторон и т.д. В конфликтологической литературе пока нет устоявшихся терминов для обозначения процесса прекращения конфликтного взаимодействия. можно встретить такие понятия как управление конфликтом, регулирование конфликта и т.п. причина такого положения дел кроется в реальных попытках найти способы воздействовать на ситуацию конфликта. Однако, попытки оказались бесплодными и субъект, который пытается управлять конфликтом больше напоминает наездника на родео, когда ни он сам ни бык, ни кто-либо иной не знает, в какую сторону развернется ситуация.

Поэтому, на данный момент времени имеет смысл говорить именно о завершении или разрешении конфликта, когда прекращаются насильственные действия и стороны могут перейти к конструктивным действиям и сотрудничеству. Стадия завершения конфликтного противостояния характеризуется тем, что на ней происходит полное или частичное восстановление отношений и прекращается применение насилия.

Еще одной плоскостью анализа ситуаций конфликта является его функциональный аспект. В современной конфликтологии доминирует точка зрения, сторонники которой указывают на положительные последствия некоторых конфликтов. На этой основе американским конфликтологом Льюисом Козером была создана целая теория позитивно-функционального конфликта, автор которой обосновывает необходимость и полезность конфликтов для развития общества. В скобках заметим, что Козер делит все типы социумов на два: открытые и закрытые. По этой причине последствия одних и тех же конфликтов у него получаются разными.

Существует и другая точка зрения, высказанная также американским социологом Т. Парсонсом, согласно которой конфликты есть своеобразная социальная болезнь и должны быть устранены их ткани социальных отношений. Схожей позиции придерживался и Элтон Мэйо, автор концепции «человеческих отношений. Однако попытки применить основные положения его теории к практике потерпели неудачу и пришлось вернуться к конфликтной модели взаимодействия.

Не вставая на ту или иную позицию выдели несколько важнейших функций конфликта, которые он может выполнить:

1. Инновационно-конструктивная. Темпы, которыми сегодня развивается научно-технический прогресс, просто поражают воображение. При жизни одного поколения технологии могут несколько раз сменить друг друга. Все это порождает необходимость осваивать новые технологии в короткие сроки. Однако многие люди, в основном, более старшего возраста, уже не в состоянии этого сделать. Эта ситуация порождает столкновение между старыми, привычными моделями и конструкциями взаимодействия на основе устаревших технологий, и инновационными усовершенствованиями. Иногда даже отдельно выделяют инновационный конфликт как особый вид конфликтного взаимодействия. другими словами, ввести рабочий процесс, да и просто в повседневное социальное взаимодействие индивидов нечто новое становится возможным только через столкновение.

Таким образом, реализуя данную функцию, конфликт выполняет роль своеобразного тарана, с помощью которого рушатся привычные формы социального взаимодействия и на их место приходят более прогрессивные. Например, еще в 50-е – 60-е годы в США во многих штатах, особенно на юге, действовала система законодательства, основанная на расовой сегрегации, когда темнокожее население Америки находилось фактически в дискриминирующем достоинство человека положении. Это и раздельный проезд в автобусах, запрет на посещение отдельных кафе и рестораны, запрет на обучение в школах и ВУЗах вместе с белым населением. Сломать эту систему удалось только через серьезные столкновения, часто приводившие к человеческим жертвам. Но результатом стала новая конструкция социального взаимодействия между темнокожим и светлокожим населением, основанная на принципах равноправия.

2. Консолидирующая. Любое конфликтное противостояние, в котором учувствуют как малые социальные группы, так и более масштабные социальные общности, приводит к более тесному сплочению их членов. Ситуация конфликта не позволяет членам социальных общностей занимать нейтральную позицию. Например, при очередном столкновении отдельных вооруженных формирований в Чеченской Республике и российскими вооруженными силами, внутри чеченского социума всегда происходила консолидация тейпов. В этом случае межклановые разногласия уходили на второй план, и на первое место выходила необходимость противостояния внешней угрозе.

Эту функцию конфликта постоянно использую практически все властные элиты разных стран. Для того, чтобы быстро сплотить общество, состоящее из отдельных социальных групп, часто имеющих разнонаправленные интересы, нужно противостояния с врагом. Причем, в современной ситуации, совершенно необязательно, чтобы это противостояние было реальным. Достаточно простого факта наличия возможной угрозы со стороны какого-либо оппонента. Угроза потери суверенитета, покушение на природные ресурсы, экономические санкции – вот классический набор угроз со стороны одного общества другому, которые политические элиты используют для создания образа врага. Еще раз подчеркнем, что эти угрозы могут быть как реальными, так и выдуманными.

Но наличие внешнего врага не единственный способ сплочения социальной общности. Для этого можно использовать и образ врага внутреннего. В качестве такового, как правило, выбирается определенная социальная группа, существование деятельность которой вызывает у большинства населения раздражение и неприязнь. В большинстве случаев эта группа не является не то, что врагом, а даже оппонентом власти. Выбор ее в качестве объекта внимания обуславливается попыткой сплочения социальной общности путем перенаправления, канализации агресс, вызванной социальной напряженностью. Классическим примером такоу манипуляции является положение евреев в Германии 30-х годов XX века. Также и в современности мы находим внутри общества очередную «пятую колонну», «глобалистов», «проклятых либералов» и этот список можно продолжать очень долго. Однако факт остается фактом – наличие врага, как реального, так и мнимого, является одним из решающих факторов консолидации социальной общности.

3. Дифференцирующая функция. Современное общество состоит из множества различных социальных групп, имеющих как совпадающие, так и разнонаправленные интересы и цели. Для поддержания стабильности социума необходимо, что границы этих групп были четко обозначены, и этим обеспечивается устойчивость самой социальной группы, а значит, ми всего общества в целом. Эту задачу и решает конфликтное взаимодействие между группами, позволяющее устанавливать и поддерживать их границы. Например, конфликт между религиозными организациями и другими группами, которые придерживаются максимально широких взглядов, заставляет искать решение данной проблемы, способствуя таким образом, выходу накопившегося социального напряжения.

4. Диагностическая. в ходе реализации данной функции конфликта, он выполняет роль своеобразного индикатора, показателя насущных проблем. Конфликт, в данном случае, способствует выявлению накопившихся проблем, объективно оценить текущее положение вещей, а также противоречия целей и интересов как отдельных индивидов, так и социальных групп.

В 2020 году в США случилась нашумевшая история с убийством чернокожего американца полицейским. Он был задушен в ходе попытки задержания и сопротивления представителю власти. Это событие выявило целый ряд серьезных проблем американского общества, касающихся положения чернокожего населения в целом, полномочий сотрудников полиции, расизма среди полицейских. Это наглядный пример, когда локальная стычка вызвал широкий общественный резонанс и привела к серьезным волнениям в отдельных штатах, которые сопровождались применением насилия.

5. Рекреационная. Основное содержание этой функции – дать выход накопившемуся социальному напряжению. Не обязательно эту функцию относить только к недовольству народа властью. В семейной жизни часто складывается напряженная ситуация, и конфликт в виде семейного скандала может как раз сыграть роль своеобразного защитного клапана, который предохранит семью от распада.

Если время от времени не давать выхода накопившемуся недовольству, то со временем оно будет только нарастать, особенно, если его жестко пресекать любые его проявления. В конечном итоге, подобные действия могут привести к социальному взрыву, который полностью уничтожит социальную систему. Именно поэтому, революции и перевороты часто происходят в странах, где властные элиты практически полностью изолируют оппозицию.

6. Деструктивная. Конфликт, как известно, наиболее острый способ разрешения социальных противоречий. Но этот инструмент достаточно опасный, так как столкновения и конфронтация могут привести к распаду социально системы в целом. К сожалению, невозможно со стопроцентной точностью предсказать, когда и какой конфликт выполнит эту функцию. В истории немало примеров, когда небольшой конфликт внутри одного социума приводил к неожиданно тяжелым последствиям и перестройке всей социальной системы.

На более низких уровнях социального взаимодействия (в семье, трудовом коллективе, компании друзей), внутренние противоречия и конфликты также часто приводят к разрыву социальных связей, прекращению общения и взаимодействия.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое конфликт?

2. В чем отличие конфликта от других форм социального взаимодействия индивидов?

3. Как соотносятся между собой противоречие и конфликт?

4. Назовите и дайте краткую характеристику основным структурным элементам конфликтной ситуации?

5. Раскрой те содержание динамического аспекта конфликта.

6. Назовите и охарактеризуйте основные функции конфликта.

7. Приведите примеры реализации инновационно-конструктивной и деструктивной функций конфликта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: