Межличностные конфликты

 

Межличностные конфликты относятся к числу наиболее распространенных типов этой формы социального взаимодействия индивидов. В семье и на рабочем месте, в общественном транспорте и других местах мы можем наблюдать как отдельные индивиды вступают в конфликтные взаимодействия. и, хотя, люди, по большей части, стремятся избегать таких столкновений, тем не менее они являются достаточно распространенным явлением. Специфика межличностных конфликтов складывается из их характерных особенностей:

1. Непосредственный контакт субъектов конфликта. При межличностном конфликте его участники находятся в непосредственном контакте, выяснение отношений происходит лицом к лицу. В данном случае субъекты конфликтного взаимодействия, которыми и являются отдельные индивиды, находятся в одном и том же реальном и социальном пространстве.

2. Повышенный негативный эмоциональный фон. Межличностные конфликты оказываю наиболее сильное воздействие на его участников, ущерб воспринимается острее, часто затрагиваются базовые личностные установки. Это приводит к тому, сто проявление агрессии часто носят ярко выраженный характер. И, хотя, субъекты межличностного конфликта относятся к самому слабому рангу оппонентов, последствия таких столкновений бывают очень тяжелыми, вплоть до полного физического устранения своего противника.

3. Искажение восприятия конфликтной ситуации. Психологическая погруженность в ситуацию межличностного конфликта приводит к ослаблению действия механизмов рефлексии и торможения агрессии. В результате участники утрачиваю рациональный контроль над ситуацией, эмоции берут верх и возможность конструктивного взаимодействия исчезает.

4. Тяжесть последствий. Данная особенность вытекает из трех предыдущих. Поскольку в ситуации межличностного конфликта затрагиваются самые глубинные личностные переживания, то психика испытывает серьезные эмоциональные нагрузки. Медикам хорошо известно, что частые стрессы, а ситуация межличностного конфликта – это сильнейший стресс, вызывают изменения не только в психике, но и соматике, т.е. теле человека. Например, палеоантропологи обнаруживают следы даже на костях, которые свидетельствуют о перенесенных стрессах древними людьми. Восстановление отношений между субъектами межличностного конфликта до прежнего уровня доверия практически исключено.

Таким образом межличностный конфликт – это столкновение двух или более индивидов, которые вызывается противоречием целей и интересов, не совместимых в конкретной ситуации, сопровождающееся резко негативным эмоциональным фоном и повышенной интенсивностью агрессивных действий.

Причины межличностных конфликтов разнообразны. Невозможно, по определению, составить полный перечень возможных причин межличностных конфликтов. Однако чаще всего межличностные конфликты возникают из-за противоречий, вызванных борьбой за социально значимые дефицитные ресурсы, осознанием угрозы личной безопасности, поведенческими и психологическими особенностями.

Непосредственный контакт при межличностном конфликте, который ослабляет действие рациональных механизмов и средств самоконтроля приводит к искажению восприятия конфликтной ситуации его участниками, что выражается в следующих формах.

1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, причем как своих собственных, так и противника. По сути, происходит своеобразная мифологизация мотивов, т.е. их конструирование под воздействием различных факторов. Наиболее типичные примеры мифологизации мотивов:

А) Иллюзия собственного благородства. В ситуации межличностного конфликта оппоненты считают, что именно они выступают на стороне истины, добра и справедливости. Это опасное заблуждение, которое основано на механизме действия каузальной атрибуции, когда оппоненту начинают приписываться мотивы, которыми он вовсе не руководствуется. Также происходит перенесение действий оппонента на его личность в целом. Другими словами, не только я нахожусь на стороне добра, но и мой оппонент выступает с позиций зла. Поэтому в межличностном противостоянии часто оцениваются не поступки человека, а его личнось в целом, которой приписываются крайне негативные черты;

Б) Гипертрофирование недостатков оппонента, которое обусловлено искаженным представлением о личности оппоненты. Причем свои собственные недостатки человек либо полностью отказывается признавать, либо считает их мелкими несущественными особенностями своей личности, которые никак не влияют на течение конфликта;

В) Двойной стандарт оценк и. Встречается практически в любом межличностном конфликтном взаимодействии, особенно часто, когда социально положение и статус оппонентов неодинаков. Типичная ситуация для конфликта между руководителем и подчиненным, когда первый считае, что его положение позволяет отходить от общепринятых норм. также часто встречается в семейных межличностных конфликтах, особенно при наличии у одного из супругов авторитарных тенденций;

Г) Упрощение конфликтной ситуации. В межличностном конфликте зачастую встречается ситуация, когда сохранение лица оказывается важнее победы в конфликте. Особенно часто это происходит, если оба оппонента придерживаются стиля соперничества. В таком случае поражение воспринимается как личное поражение, и значимость объекта конфликта девальвируется на фоне данной угрозы. Именно поэтому, даже при исчезновении объекта конфликта борьба все равно продолжается, уже «из принципа», чтобы избежать горечи, вызванной поражением;

Д) Осознанная, или, значительно чаще, неосознанная подмена объекта конфликта, что приводит к усилению мотивации конфликтного поведения. Подмена объекта конфликта может быть обусловлена как искажением адекватного восприятия конфликтной ситуации, так и сознательной деятельностью одного из оппонентов, который использует данный прием для понижения ранга оппонента. Например, если руководитель собирается уволить сотрудницу организации из-за постоянных прогулов и срывов сроков исполнения заданий, то она может использовать прием подмены объекта, начав утвеждать, что действия руководителя являются местью за ее отказ вступить с ним в интимную связь. Таким образом, ранг руководителя понижается с третьего до первого и конфликт из разряда «личность – организация» превращается в межличностный.

2. Подмена мотивов конфликтного поведения. Практически всегда это связано с действием механизма проекции и каузальной атрибуции, когда человек начинает экстраполировать свое внутреннее психологическое состояние во внешнюю среду, а также на оценку других людей и объектов. В самом грубом варианте это выглядит как приписывание своих мотивов другим. В основе данного феномена искажения конфликтной ситуации могут лежать:

А) Депривация социально значимых потребностей. Это ситуация, при которой индивид лишен возможности удовлетворения своих желаний и интересов доступными легитимными способами.

Б) Неразрешенные проблемы прошлого. Еще Зигмунд Фрейд обнаружил, что множество трудностей, которые испытываю люди во взрослом возрасте обусловлены детскими травматическими переживаниями. Проблемы в отношениях с родителями, которые могут сформировать у ребенка различные комплексы, в дальнейшем становятся своеобразной призмой, искажающей объективное восприятие реальности, особенно в ситуации конфликта.

В) Комплекс неполноценности. Ученик и друг Фрейда, а впоследствии и оппонент, утверждал, что главным мотивом активности человеческой личности является преодоление комплекса неполноценности, который присущ всем людям. В конфликтной ситуации он может служить основой подмены мотивации конфликтного поведения оппонентов, так как конфликт, в данном случае, является способом самоутверждения и преодоления этого комплекса.

Г) Собственные внутренние качества и черты личности. Любой человек обладает недостатками, однако их признание далеко не всегда удается людям. Причина этого кроется в том, что наша психика всегда пытается избавиться от негативной информации, поэтому человек не принимает внутренне свои собственные психические проблемы и недостатки и переносит их во внешнюю среду, а в ситуации межличностного конфликтного взаимодействия приписывает их своему оппоненту.

Ранее уже указывалось, что составить исчерпывающий перечень причин межличностных конфликтов – задача невыполнимая. Причина этого в том, что каждый конфликт, по своей природе, есть явление уникальное и неповторимое, соответственно и его каузальный фон будет иметь отличия. Однако можно выделить самые распространенные причины межличностных конфликтов:

1. Дефицит социально значимых ресурсов. Как уже было сказано выше, подавляющее большинство конфликтов имеют в своей основе недостаток какого-либо ресурса. Межличностные конфликты также не являются исключением из этого правила. Начиная с самого раннего возраста люди постоянно оказываются в ситуации, когда они претендуют на удовлетворение своих потребностей в конкуренции с другими. Ссора из-за игрушки на детской площадке, конфликт из-за получения новых учебников в хорошем состоянии в школе, борьба за внимание девушки в юношеском возрасте, этот список можно продолжать бесконечно. Один из американских социологов (К. Боулдинг) даже полагал, что дефицит чего-либо значимого для претендующих на него, является универсальным источником конфликта.

2. Различные аспекты взаимозависимости. Люди, проживая в сообществах, неизбежно находятся в постоянной зависимости друг от друга. Конечно, сегодня это не связано, как во времена палеолита с вопросом физического выживания, когда от коллективных слаженных действий группы напрямую зависит жизнь каждого из ее членов.

Зависимость детей от родителей, солдата от командира, подчиненного от руководителя – все это порождает различные формы социальных взаимосвязей, в том числе и конфликтных. Невыполнение задания начальника, отказ ребенка участвовать в уборке дома, игнорирование приказа командира – наиболее типичные примеры конфликтов, истоком которых становятся полномочия, власть, задания и т.д.

3. Целевой диссонанс. Люди могут совершать одни и те же поступки и выполнять определенные действия под влиянием самых различных обстоятельств. Мотивационная сфера личности человека сложна и многообразна. В ней, помимо физиологических потребностей и инстинктов, еще находятся интересы, желания и цели. Например, заставляя ребенка идти в музыкальную школу, родители часто стремятся реализовать собственные желания через ребенка, так как сами, в свое время, были ли лишены подобной возможности. Однако целью ребенка, на данный момент времени, может быть занятие спортом, что больше соответствует его желаниям и интересам. Таким образом, возникает конфликт из-за расхождения целей ребенка и его родителей.

Или, другой пример, когда целью поступление в ВУЗ является уклонение от призыва в армию понятно, что такой студент вряд ли будет прикладывать максимум усилий для получения образования. Но целью-то ВУЗа как организации как раз и является предоставление возможности получения соответствующей специальности. Такая ситуация и становится причиной столкновений различной степени тяжести между студентом и преподавателем, а также другими представителями образовательной организации.

4. Различие ценностно-ориентационных моделей. Ни для кого не секрет, что на данный момент в мире не существует какой-либо единой, универсальной ценностной модели. Разнообразный опыт отдельных государств, становление культурных парадигм которых проходило в разное время и имело собственную специфику породил широкую палитру ценностных моделей. Процессы глобализации, набирающие все большие обороты, способствовали более тесной коммуникации культурных парадигм между собой. Очевидно, что существуют и существенные различия, а иногда и прямые противоречия между ценностными системами.

Сегодня даже внутри одного общества мы находим отдельных индивидов и целые социальные группы, ценностные установки которых имеют расхождения с доминирующей моделью ценностей данного социума. Наиболее ярко это проявляется в политической сфере, например, а России традиционно оппонентами друг другу является слой условных «патриотов» и условных «либералов». Главное противоречие этих ценностных установок состоит в выборе пути для России. Если «либералы» являются сторонниками западного пути, то «патриоты» отстаивают идею самобытности и суверенитета России.

5. Различия в жизненном опыте и манере поведения. На одной из глиняных шумерских табличек (табул) были обнаружены сохранившиеся до наших дней надписи. Как известно, именно с шумерской цивилизации, с начала письменной истории человека и началось становление цивилизации. Однако, при расшифровке выяснилось, что это было письмо пожилого человека своему другу, в котором он жаловался на молодежь, что их поведение неподобающе.

И сегодня, в наше время мы постоянно сталкиваемся с конфликтами, возникающими между разными поколениями. Современные технологии развиваются сумасшедшими темпами, те вещи, на которых концентрируется внимание нынешняя молодежь, людям более старшего возраста непонятны.

Манера одеваться, своеобразный жаргон, который мы все чаще и чаще слышим из уст молодого поколения, становятся поводами для раздражения и дискомфорта. Также усугубляет ситуацию взаимопроникновение культурных типов, когда в одном реальном и социальном пространстве оказываются люди с разными представлениями о манерах и правилах поведения.

6. Некачественные коммуникации. Под этим понимается нарушения, в процессе общения и взаимодействия, в передаче информации. Несознательное иди намеренное искажение информации порождает у людей побуждения к действию, которые, как потом выясняется, базировались на ложных посылках. Сплетни, слухи, домыслы – все это примеры неудовлетворительных коммуникаций, которые могут вызывать конфликты. Поэтому, прежде чем передавать кому-то информацию, в верности которой Вы не до конца уверены, необходимо перепроверить ее, чтобы избежать неловких ситуаций и не стать невольным зачинщиком конфликта. Равно, как и услышав, что о Вас говоря что-то нехорошее, причем конкретный человека, также нужно убедиться, что эта информация соответствует действительности.

7. Психологические особенности участников конфликта. Все люди, без исключения имеют определенные психические особенности, так как понятие нормы в психологии и психиатрии имеют очень широкие границы. По этой причине, межличностные конфликты довольно часто возникают из-за несовпадения психологических типов, прошлого негативного опыта неудовлетворительно взаимодействия с похожим личностями и т.д. выделяют несколько основных типов конфликтных личностей, взаимодействие с которыми часто приводит к конфликтам. Среди них основными являются:

А) Конфликтные личности демонстративного типа. Такие люди всегда любят быть центром внимания, для них очень важно ощущение собственной значимости. Всегда стараются хорошо выглядеть глазах других, рациональное начало выражено слабо, доминирую эмоциональные тенденции в поведение. Зеркалит отношение других людей к себе, т.е. его отношение в к Вам зависит от Вашего отношения к нему. Не представляет особой опасности, так как конфликты с его участием легко гасятся и не влекут серьезных последствий.

Б) Конфликтная личность неуправляемого типа. Часто встречаются среди людей с различными патологиями характера. В ситуации острого эмоционального напряжения испытывает серьезные затруднения в коммуникации, может переходить на личности, оскорблять своих оппонентов. В конфликтной ситуации практически не контролирует собственные высказывание и поступки. Склонен в своих неудачах обвинять других, чем и провоцирует конфликты со своим участием.

В) Конфликтная личность целенаправленного типа. Представляет собой самый опасный тип конфликтной личности, так ка использует конфликтные ситуации, как средство достижения своих целей. Для него люди являются не целью, а средством, с помощью которого достигаются собственные цели. Прекрасно чувствует себя в ситуации конфликта, никогда не теряет самообладание, не испытывает никаких проблем в ситуации даже самого острого конфликта.

Конечно, перечень возможных причин межличностных столкновений всегда будет принципиально неполным. К этому списку можно добавить еще очень много различных примеров, когда межличностные конфликты возникали и по другим причинам. Однако, здесь отражены наиболее часто встречающиеся, зная о которых, будет легче ориентироваться в конкретных конфликтных ситуациях и выбирать релевантные стиль поведения в конфликте.

Каждый из нас когда-нибудь, прямо или опосредованно, принимал участие в межличностных конфликтах. Поэтому, у любого человека существует своя, особенная, манера поведения в конфликтных ситуациях, которая называется стилем поведения в конфликте. Принято выделять следующие основные стили поведения при межличностных конфликтах:

1. Насилие или подавление. Этот стиль является порождением самого конфликта как социального явления. Для него характерно принуждение, с помощью большего объема силовых ресурсов, принуждение оппонента к принятию своих требований. Чаще всего данный стиль используется оппонентами более высокого ранга, так как большой объем силовых ресурсов провоцирует участников на применение силы с целью быстрого достижения нужного результата. Таким образом, более слабый противник вынужден принимать все условия победителя.

Однако обратной стороной такого стиля поведения в межличностных столкновениях является то, что побежденный зачастую только изображает принятие поражения. На самом деле он демонстрирует только ритуальную форм поведения, при этом игнорируя или впрямую саботируя условия победителя. Наиболее распространен такой тип поведения у авторитарных руководителей, авторитарных родителей, которые практически не оставляют ребенку собственного личного пространства и возможности самостоятельно принимать хоть какие-нибудь решения. Поэтому такие конфликты часто перетекают в перманентное состояние, заставляя более сильного оппонента использовать все больше насилия, что, в конечном итоге может закончиться либо полным разрывом отношений, либо физическим устранением одного из противников.

2. Уклонение. При использовании данного стиля одна из сторон конфликта любыми способами пытается уйти от конфликтных действий и «заморозить» ситуацию использование такого стиля может быть обусловлено малым объемом силовых ресурсов, неуверенностью в своих силах. Формами такого стиля поведения в конфликте могут быть демонстративное игнорирование оппонента (при наличии такой возможности), реальный уход, т.е. прекращение любых встреч с оппонентом, отсутствие реакции на конфликтные действия.

Применение данного стиля может быть оправдано в тех случаях, когда объект конфликта не представляет особой значимости для одного из участников конфликтного взаимодействия, либо в тех случаях, когда необходимо дополнительное время для спокойного анализа ситуации. Однако, если такой стиль используется постоянно участником конфликта, то он неизбежно в дальнейшем становится объектом манипуляции со стороны другого. Нередки такие ситуации в семьях, где жена является хорошим манипулятором, и начинает использовать манеру игнорирования конфликтных ситуаций своим мужем.

3. Приспособление. В данном случае конфликт не выпускается наружу с целью сохранения отношений, которые ставятся выше объекта разногласий. Делается это с целью сохранения единства социальной группы, трудового коллектива, общества в целом. При этом данный стиль предполагает наличие очень серьезных уступок и жертв. Достаточно часто такой стиль поведения используют руководители силовых ведомств по отношению к своим подчиненным. Для «сохранения лица» ведомства его руководитель может закрывать глаза даже на серьезные нарушения законодательства, поскольку работники силовых структур должны, по определению, быть образцом для подражания остальными гражданами.

Однако, если такой стиль постоянно используется, то одна из сторон неизбежно станет объектом манипулятивных действий со стороны оппонента. Другая сторона, при этом, вынуждена постоянно идти на уступки и поддаваться нажиму со стороны оппонента. Это приводит к накапливанию отрицательных эмоций и возрастанию негативного психологического фона взаимодействия.

4. Компромисс. Основной принцип данного стиля – одновременные и обоюдные уступки каждой из сторон конфликта, целью которых является частичное удовлетворение потребностей обеих. При компромиссе важно, чтобы каждый чего-то добивался, пусть и не в полном объеме. Таким образом, при компромиссе принимаются условия противника только в том случае, если он идет на ответные уступки. По сути, это максимально рациональный способ действия в конфликтной ситуации, т.е. лучше получит что-то, чем потерять все.

Основная проблема данного стиля состоит в невозможности его использования в любом конфликте. Дело в том, что в конфликте, в качестве его объекта, часто выступает конечная, неделимая величина, что становится препятствием для поиска компромисса. Также к слабым сторонам этого стиля относится лишь частичное удовлетворение потребностей обеими сторонами. На практике компромисс часто воспринимается субъектами конфликта как собственное неполное поражение, что может привести в дальнейшем к возобновлению конфликтных действий.

5. Соперничество. Характерными чертами данного стиля является бескомпромиссное, настойчивое преследование и отстаивание своих интересов при использовании всех возможных средств. Для человека, использующего данный стиль, даже победа в конфликте, хотя и желательна, но не так важна, как стремление избежать боли, вызванной поражением. Такое поведение характерно для людей, которые стремятся выглядеть победителем в любой ситуации и сохранить свое лицо.

Такой стиль чаще всего используется авторитарными руководителями, оппонентами равных рангов. При этом, если оба участника конфликта придерживаются такого стиля, то борьба становится самоцелью и значимость объекта конфликта резко понижается в представлении оппонентов. Другими словами, здесь главное не победа, главное – отсутствие поражения.

6. Ассертивность. Название происходит от английского глагола «to assert», что в переводе означает – «утверждать», «отстаивать». Основное содержание данного стиля заключается в стремлении отстаивать свои интересы и добиваться своих целей в том случае, если их реализация становится залогом реализаций целей оппонента. По сути, понятие ассертивного поведения близко к понятию сотрудничества, хотя они не и полностью совпадают. По своей природе ассертивность есть внимательное отношению к интересам партнера, т.е. как к своим собственным.

Первым шагом к использованию данного стиля является изменение своего отношения к ситуации конфликта в целом и к своему оппоненту в частности. Надо научиться видеть открывающиеся возможности для продуктивного сотрудничества, а не зацикливаться на самой борьбе. Иначе можно оказаться в ситуации «пирровой победы», когда вроде бы ы и одержали победу в конфликтном противостоянии, но ущерб, причиненный Вам, перекрывает бонусы, которые Вы получаете за победу.

Выбор стиля поведения в ситуациях межличностных конфликтных противостояний может быть обусловлен самыми различными факторами. Во-первых, не существует универсального рецепта выбора стиля для той или иной конфликтной ситуации. Очень много зависит от индивидуального опыта человека, сталкивавшегося с конфликтными ситуациями, его психологических и индивидуальных особенностей и личностных черт. Поэтому в реальности идеальным будет не выбор какого-то конкретного стиля, а их умелое комбинирование в конкретных ситуациях.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите характерные черты межличностного конфликта.

2. Как влияет межличностный конфликт на психику человека?

3. Приведите примеры мифологизации мотивов конфликтного поведения.

4. В чем суть психологического механизма проекции?

5. Назовите основные причины межличностных конфликтов.

6. Что такое компромисс? Всегда ли возможен компромисс?

7. От чего зависит выбор стиля поведения в межличностном противостоянии?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: