2 Качество обслуживания покупателей в супермаркете ООО «ТС Командор» 2.1 Анализ и оценка качества обслуживания покупателей
Красноярский холдинг «Командор» – один из лидеров российской розничной торговли. Управляет самой крупной в Восточной Сибири сетью продуктовых магазинов. Входит в РБК-ТОП-500 крупнейших по выручке и объёму реализации продукции (RAEX-600) компаний России, а также в ТОП-100 (INFOLine) ведущих ритейлеров страны.
Цель компании - обеспечить жителей региона комфортными условиями покупок качественной продукции от лучших федеральных и региональных производителей и поставщиков.
ООО «Элита-98» имеет в г. Красноярске сеть супермаркетов под названием «Командор».
Имущество Общества формируется за счет вкладов участников Общества, полученных доходов и других источников, и принадлежит Обществу на праве собственности.
В Обществе создается фонд производственного и социального развития, резервный фонд, фонд потребления.
Фонд производственного и социального развития образуется за счет отчислений от части прибыли в размере, определяемом при утверждении годового отчета. Средства фонда используются для развития материально-технической базы общества и проведение мероприятий социального характера. Размер направления расходования средств фонда определяется решением Общего Собрания участников Общества.
|
|
Резервный фонд создается в размере 15% уставного капитала и образуется за счет ежегодных отчислений от части прибыли.
Прибыль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и других обязательных платежей, поступает в его полное распоряжение и распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале Общества.
Рассмотрим деятельность одного из супермаркетов «Командор».
Местонахождение исследуемого супермаркета «Командор»: Россия, г. Красноярск, Академгородок, 18. Супермаркет «Командор» работает круглосуточно, без выходных и перерыва на обед.
К основным видам деятельности ООО «Элита-98» относятся:
- удовлетворение потребностей населения в продукции (работах, услугах), реализуемой Обществом;
- получение прибыли;
- торговля и торгово-посредническая деятельность;
- осуществление мелкооптовой и розничной торговли.
Ассортимент реализуемых товаров в супермаркете «Командор» рассчитан на покупателей с разными уровнями доходов.
Супермаркет «Командор» применяет следующие методы продажи товаров: самообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.
Высшим органом управления является собрание учредителей, которое собирается по мере необходимости и решает необходимый ряд вопросов.
|
|
Оценим показатели качества обслуживания покупателей в супермаркете «Командор»: устойчивость ассортимента товаров, внедрение прогрессивных форм продажи, дополнительное обслуживание, затраты времени на ожидание обслуживания, завершенность покупки и качество труда коллектива. Коэффициент устойчивости товаров в супермаркете «Командор» равен 0,86.
В супермаркете «Командор» товары реализуются двумя методами продажи - самообслуживание (бакалея, молочные товары, хлеб и др.), индивидуальным обслуживание покупателей через прилавок (мясные товары, рыбные товары и др.).
Рассчитаем коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания.
Ко= Зо: Зф (1)
где К0 - коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания;
Зо - оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания, сек;
Зф - средние затраты времени покупателей на ожидание обслуживания, сек.
Ко = 150: 185 = 0,81.
Таким образом, коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в супермаркете «Командор» составил 0,81, это означает, что оптимальное значение для товарной группы «продукты питания» превосходит среднее значение на ожидание обслуживания в супермаркете.
Км = Мп: Мв (2)
где: Км - коэффициент культуры обслуживания, по мнению покупателей;
Мп - количество покупателей, давших отличную хорошую оценку;
Мв - общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине.
Кмн = 95: 100 = 0,95.
В результате исследования мнения покупателей о качестве обслуживания в супермаркете «Командор» было получено, что 80 человек дали отличную оценку, 15 человек - хорошую оценку и 5 человек - удовлетворительную оценку за счет отсутствия необходимого товара.
Показатель внедрения прогрессивных форм продажи в супермаркете «Командор».
Кв =22779,1: 58110= 0,39.
Показатель внедрения прогрессивных форм продажи в супермаркете «Командор» за счет применения метода самообслуживания составляет 0,39.
Услуга розничной торговли - результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.
Услуги розничной торговли включают:
- реализацию товаров;
- оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
- информационно-консультационные услуги;
- создание удобств покупателям.
Таблица 2.1.1 Расчет коэффициента дополнительного обслуживания покупателей в супермаркете «Командор»
Наименование услуги | Проверка 1 (10.05.2019) | Проверка 2 (15.05.2019) | Проверка 3 (25.05.2019) | Коэффициент оказания услуг, % |
1 Услуги реализации | + | + | + | |
Формирование ассортимента | + | + | + | |
Приемка товаров | + | + | + | |
Обеспечение хранения товаров | + | + | + | |
Предпродажная подготовка товаров | + | + | + | |
Выкладка товаров | + | + | + | |
Предложение товаров покупателю | + | + | + | |
Расчет с покупателями | + | + | + | |
Отпуск товаров | + | + | + | |
2 Информационно-консультационные услуги | ||||
Предоставление информации об услугах | - | - | - | |
Консультация специалистов | + | + | + | |
Проведение рекламных презентаций товаров | - | - | - | |
3 Услуги по созданию удобств покупателям | ||||
Хранение купленных товаров | + | + | + | |
Прием и хранение вещей покупателя | + | + | + | |
Парковка | + | + | + |
Продолжение
4 Услуги по оказанию помощи покупателям в совершении покупки и при ее использовании | ||||
Прием и исполнение заказов на товары | - | - | - | |
Комплектование подарочных наборов | - | - | - | |
Упаковка товаров | + | + | + | |
Итого, % |
При определении показателя дополнительного обслуживания покупателей в супермаркете «Командор» используются данные утвержденного перечня видов услуг, результатов проверок фактически предоставляемых видов услуг и объемов услуг, представленных в отчетном и соответствующем периоде прошлого года.
|
|
Проведем расчет показателя дополнительного обслуживания покупателей в супермаркете «Командор»:
Кд = ((14+14+14):18Ч3) + ((14+14+14):18Ч3): 2 = 0,78.
Коэффициент дополнительного обслуживания в супермаркете «Командор» составил 0,78.
Показатель качества труда коллектива (Кт) определяется отношением фактического оборота розничной торговли к планируемому обороту розничной торговли.
Пкт = 58110: 61117 = 0,95.
Показатель качества труда в коллективе для супермаркета «Командор» составил 0,95.
В таблице 2.1.2 рассчитаем коэффициент завершенности покупки в супермаркете «Командор».
Таблица 2.1.2 Расчет коэффициента завершенности покупки в супермаркете «Командор»
Дни недели | Утро | День | Вечер/ночь | Всего | Кз |
Понедельник | 710/722 | 1012/1015 | 987/996 | 2709/2733 | 0,91 |
Вторник | 715/725 | 1045/1051 | 996/1001 | 2656/2777 | 0,90 |
Среда | 722/733 | 1044/1061 | 991/1012 | 2657/2806 | 0,89 |
Четверг | 716/723 | 1033/1055 | 980/996 | 2629/2774 | 0,92 |
Пятница | 734/741 | 1051/1056 | 991/1003 | 2676/2800 | 0,89 |
Суббота | 755/771 | 1066/1080 | 1001/1012 | 2722/2863 | 0,88 |
Воскресенье | 754/771 | 1060/1073 | 1002/1011 | 2816/2855 | 0,90 |
Показатель завершенности покупок в супермаркете «Командор» составил 0,91. В результате анализа интенсивности покупательских потоков на предприятии «Командор» установлено, что наибольший поток покупателей во второй половине дня, совершение покупки также совершается во второй половине дня и до вечера.
Сведем полученные результаты в таблицу 2.1.3
Таблица 2.1.3 - Показатели, необходимые для определения уровня качества обслуживания покупателей в супермаркете «Командор»
Показатель | Значение |
Устойчивость ассортимента | 0,86 |
Продолжение
Показатель дополнительного обслуживания | 0,78 |
Показатель завершенности покупки | 0,91 |
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания | 0,81 |
Коэффициент мнения о качестве обслуживания | 0,95 |
Показатель качества труда коллектива | 0,95 |
Показатель внедрения прогрессивных форм продажи в магазине | 0,39 |
|
|
Подставим значения, указанные в таблице 24, в формулу, по которой определяется уровень качества обслуживания покупателей в супермаркете «Командор»:
Коб = (0,86Ч0,21)+(0,39Ч0,14)+(0,78Ч0,08)+(0,91Ч0,18)+(0,81Ч0,18) +(0,95Ч0,21) Ч0,95 = 0,77.
По рассчитанному значению (0,77), супермаркет «Командор» можно отнести к категории магазинов со средним уровнем качества обслуживания.