11.1. Создание экономической основы социализма
- вновь повторяется, что в переходный период нужно обобществить основные средства производства, построить плановую систему и «выработать (? – каждый раз заново? может, внедрить?) новые социалистические методы хозяйствования и управления производством»
- вводится термин «социалистическая национализация», означающая обращение СП в общественную собственность
(очевидно, чтобы отсечь государственно-капиталистическую национализацию)
- начинать надо с национализации крупной промышленности, банков и транспорта и установления монополии внешней торговли
- это даёт возможность внедрить плановую систему
- дальше о предварительных полумерах перед национализацией:
(этот вопрос надо изучить получше, но на первый взгляд подобные меры редко когда могут действительно понадобиться; советский госкап был необходим по строго определённой причине – полностью разрушенное хозяйство и отсутствие эффективного управленческого механизма)
- совсем интересно:
(дело вроде бы дошло до конкретики, но такие отсылки без всякого уточнения сути вопроса положено делать на общеизвестные факты, а не на то, в чём никто не разбирается)
(ну и если уж у вас нэп – «госкапитализм, не получивший большого развития», страшно представить, где же он его тогда получил)
- …и для доказательства годности полумер гораздо лучше опять сослаться на предсказательные цитаты основоположников, чем анализировать реально имевшую место практику:
- подход к земельному вопросу: главное – убрать помещиков и создать крупные государственные хозяйства, а с остальным можно решать как угодно
(я думаю, это чистой воды правый оппортунизм)
- фэйспалм:
(во-первых, беспардонно врать – о невероятной прогрессивности советского крестьянства – нехорошо и вредно, во-вторых, раздавать землю крестьянам в частную собственность допустимо лишь как короткий тактический манёвр и лучше обходиться совсем без него, а нам это преподносят как допустимое решение земельного вопроса вообще)
- дальше описан переходный период в РСФСР/СССР, нэп объявляется «имеющим международное значение», при описании индустриализации (опять же отдельный термин – «социалистической индустриализации») признаётся необходимость первичного развития тяжёлой промышленности, в том числе и для уже индустриально развитых стран
- однако при дальнейшем расширении соцлагеря этот принцип может отойти на второй план:
(про Монголию пример не совсем в ту кассу: там дело не в уже развившемся ядре соцлагеря – какое ядро в 1921 году? – а исключительно в маленьких размерах)
- далее целый параграф, наполненный ужасом перед идеей принудительной коллективизации
- учебник зачем-то вспоминает о трёх типах сельских кооперативов в СССР
(практический смысл имеет только второй: первый слишком слаб, в третьем нет нужды, так как колхозы должны вытесняться совхозами)
- политика ликвидации кулачества как класса в Восточной Европе не потребовалась, кулак и сам исчез
(очень в этом сомневаюсь; вообще, обязательно нужно ознакомиться с аграрной политикой в Восточной Европе и её итогами)
11.2. Изменение классовых отношений
- в переходный период полностью перестраивается классовая структура общества
- Ленин проклассифицировал классовую борьбу:
(под 4-м пунктом подразумевается использование буржуазных специалистов, под 3-м – проведение такой политики, которая не побуждает нейтрализуемый класс к активному сопротивлению)
- до гражданской войны, понятно, лучше не доводить, а остальные методы можно применять в зависимости от условий
- на этапе первичной национализации ликвидируются классы помещиков и крупных капиталистов, на этапе индустриализации исчезают классы кулаков и мелких частных производителей, и, таким образом, эксплуатации кладётся конец
11.3. Ликвидация противоположности между городом и деревней
- в переходный период ликвидируется противоположность между городом и деревней (каковая есть «одна из наиболее характерных черт всех антагонистических формаций»)
- раскрытие формулировки:
(мне не очень нравится – надо говорить не просто об «отсталости», но о реакционном характере деревни; а такая формулировка – просто готовая почва для деревенщичества и для всевозможных антигородских левацких извращений)
- но интересы рабочих и крестьян «во многом совпадают»
(а во многом и нет – не забываем, что крестьяне есть мелкая буржуазия)
- преодоление противоположности между городом и деревней при капитализме невозможно
(во-первых, недурно было бы прямо объяснить, почему, во-вторых, для капиталистического ядра это скорее неверно – выше проскакивает тезис о созданной империализмом «мировой деревне», то есть о вытеснении этого противоречия на периферию мира)
- революция устраняет помещиков и капиталистов, и это первый шаг к преодолению противоположности
- создание колхозов и совхозов создаёт условия для полной ликвидации противоположности
11.4. Ликвидация противоположности между физическим и умственным трудом
- в переходный период ликвидируется противоположность между физическим и умственным трудом
- формулировка:
- и ещё:
- по мере развития капитализма и НТП, однако, труд квалифицированных рабочих наполняется элементами умственного труда, а с другой стороны, интеллигенции становится много, ценность её падает и большая её часть лишается привилегированного статуса; это сближает работников физического и умственного труда
- верхушка интеллигенции, тем не менее, неизбежно остаётся при господствующих классах
- социалистическая революция уничтожает эксплуататорские классы и изменяет характер труда в обществе, что и обеспечивает преодоление обсуждаемой противоположности
- и в итоге:
11.5. Преобразование национальных отношений
- в переходный период коренным образом изменяются нации и межнациональные отношения
- после революции ликвидируется национальный гнёт, налаживается межнациональное сотрудничество и обеспечивается подтягивание отсталых наций
- но учебник всё же не понимает национального вопроса:
(так как жизнь показала противоположное, а требование национального суверенитета очень быстро становится реакционным)
- ещё ошибка:
…и так же быстро скатиться почти что обратно
- при социализме действуют те же две тенденции в национальных отношениях, которые Ленин выделял для капитализма, но проявляются они по-другому:
-- пробуждение и развитие национального фактора: при капитализме – борьба против национального гнёта (и затем плавный уход в национализм и фашизм – у Ленина примерно такое есть, в ссылающемся на него учебнике – нет), при социализме – «возрождение и всесторонний расцвет наций» (национальной культуры и вообще всякой созидательной пассионарности)
-- развитие межнациональных связей и ломка межнациональных перегородок: при капитализме происходит насильственно, при социализме – добровольно (самое забавное, что в первой работе Ленина, на которую ведёт ссылка – «Критические заметки по национальному вопросу» – про «насильственно» ничего нет, а идущий при капитализме процесс интернационализации рассматривается им как способствующий превращению капитализма в социализм)
(это я отметил, чтобы показать, что учебник всё время отчаянно тянет сову на глобус и по части игр с цитатами Ленина, и по части национального вопроса)
11.6. Культурная революция
- в переходный период происходит культурная революция
- это культурная революция в хорошем, а не маоистском смысле слова:
- опять Ленин:
(и по последним строкам мы сразу видим, что завершение выполнения этой задачи лежит где-то в далёкой области раннего коммунизма)
- меньшевистский подход к культуре (сначала надо окультурить побольше людей, а уж потом делать социалистическую революцию) не годится – окультуривать надо в переходный период после революции, а до революции этого сделать не дадут
- пролеткультовский подход (сбросим старую культуру с корабля современности и с буржуазными специалистами не связываемся) тоже не годится – социализм надо строить на базе прежних достижений человечества, а не изобретать заново колесо
- однако же этот легковесный подход:
как мы убедились, даже и во второй своей части может привести к нежелательным последствиям, а уж в первой тем более, поэтому в этом деле всё непросто
- выводы учебника по главе:
(утверждение, что для наступления социализма необходима ликвидация многоукладности экономики, ставит под сомнение социализм даже в сталинском СССР, а уж восточноевропейские страны однозначно лишает статуса социалистических – то есть мы опять наблюдаем путаницу)
(я могу сказать по итогам главы:
- ликвидация класса ещё не влечёт капитуляцию его бывших представителей;
- требования «ликвидации противоположностей» неоднозначны не то что для переходного периода, а и для социализма: продвигаемый учебником подход «противоположности ликвидировали, различия остались» не то чтобы плох, но довольно туманен;
- национальный вопрос в плохом смысле слова лишь дремлет и может проснуться в любой кризисный момент;
- культурная революция не является завершённой ни в переходный период, ни даже в социалистический;
таким образом, считаем, что переходный период завершается именно созданием социалистической системы хозяйствования при активном развитии всех перечисленных учебником процессов, а также вновь руководствуемся тезисом товарища Сталина о нарастании классовой борьбы по мере развития социализма)