14.1. Основные черты развитого социализма
- сразу же – офигительно содержательное определение:
(извините, а в каком стабильном обществе они не находятся в соответствии друг с другом? ну и как раз про рассогласованность внутренних времён в СССР как главную причину отката и краха я всё время говорю)
- экономическое отличие «социализма в основах» от «развитого социализма»: «масштабы созданных производительных сил многократно возрастают»
(и сразу вопрос – простите, а где граница хотя бы примерная? а если они ещё, скажем, впятеро возрастут – это будет сверхразвитой социализм? и самое любопытное – где же ваша любимая диалектика, какой может быть «особый этап», если вы не можете выделить качество, в которое перешло количество?)
- отдаём предпочтение интенсивному развитию перед экстенсивным
(чуть лучше, хотя тоже очень туманно)
- «более высокая степень обобществления труда», «колхозы становятся похожи на госсобственность»
(та же неконкретная количественная хрень)
- «экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный комплекс»
|
|
(нокаут! а 40 лет назад она им не была, очевидно; на этом с экономическими отличиями всё)
- социально-политический параметр столь же количественно неконкретен:
(а про единство ещё и врут)
- а ещё сформировалась новая историческая общность – советский народ
(это ещё кое-как сойдёт за аргумент, хотя практически такое измерить тоже очень трудно, если вообще возможно, а последующие события показали, что общность эта была ещё чрезвычайно аморфной)
- «духовная жизнь»: «МЛ из идеологии рабочего класса превратился в идеологию всего народа»
(нормальненько; скажем, крестьяне на войне не сражались за социализм, очевидно)
- все социальные группы и нации в СССР «значительно сблизились между собой» по культурному и образовательному критерию
(и опять неконкретное количество с неизвестным качеством)
- и на этом с характеристикой развитого социализма всё!
(из изложенного нельзя не сделать вывода, что в СССР развитого социализма не существовало, однако во второй раз замечу, что концептуально-то понятие годится, только наполнено оно должно быть совсем иным содержанием)
14.2. Высшая фаза коммунизма
- дальше уже про коммунизм, а определение из Третьей программы КПСС так себе
(впрочем, тут нет смысла углубляться)
- однако вот забавное:
(вы такое относительно простое дело аж на коммунизм отложили?! да ведь это как раз и есть один из подходящих критериев развитого социализма!)
- дальше там всякие банальности, включая, естественно, и «общественное самоуправление»
- а в конце прокрастинируем ещё раз:
|
|
(но зато мы наконец-то услышали, на когда намечено расширение единого государства – на коммунизм, да и то не сразу)
14.3. Основные закономерности строительства коммунизма
- в этой подглаве говорится о закономерностях строительства коммунизма на базе социализма
-- экономический блок: 1) высокие темпы постоянного и всестороннего роста производства и производительности труда, так как нужна материальная база коммунизма, 2) «коренное изменение характера труда» (имеется в виду перекладывание на технику всего тяжёлого, опасного и неприятного), 3) «коммунистическое разделение труда» вместо «старых форм разделения труда» (? – может, дальше пояснят, а то вдруг я понимаю это не так, как учебник), 4) превращение сельхозтруда в разновидность индустриального труда, 5) «сближение» кооперативной и государственной собственности и их последующее слияние, 6) постепенное нарастание элементов коммунистического распределения в социалистической системе
(на самом деле мне не нравится, как это изложено в учебнике; по существу же на первый взгляд всё верно за вычетом некоторых мелочей – например, я бы не делал из темпов роста культа, это опасно, и мне не очень понятен 4-й пункт, поскольку механизация и так уже это сделала)
-- социально-политический блок: 1) окончательная ликвидация классового разделения и сближение социальных групп, 2) стирание различий между городом и деревней и людьми физического и умственного труда, 3) «сближение и расцвет» наций и «дальнейшее укрепление единства советского народа» (WTF? – вы же про общие закономерности говорите), 4) укрепление ведущей роли рабочего класса и коммунистической партии, 5) научное управление социальными процессами, 6) перерастание социалистической государственности в коммунистическое самоуправление, 7) преобразование быта на коммунистических началах (? – опять неясно, что имеется в виду, и в подглаве 22.2 нам об этом тоже толком не расскажут)
(вот здесь у нас какой-то сплошной трэш, потому что даже более-менее нормальные пункты 1, 5 и 7 нужно обсуждать и уточнять; про необходимость решать пункты 2 и 3 и, более того, политически объединять нации куда раньше коммунизма я уже говорил выше; пункт 4 блистает абсурдом, потому что какой ещё ведущий рабочий класс при бесклассовом обществе и ведущая компартия в «коммунистическом самоуправлении»; пункт 6, понятно, есть традиционный рефрен об «отмирании государства», не становящийся от этого ни на грош вернее; в общем, этот блок требует основательной переработки)
-- «духовный» блок (ёлки-палки, вот писать «психологический» борьба с буржуазностью мешала, видимо – ну и доборолись до феодальной духовности): 1) формирование научного мировоззрения у всех членов общества, 2) формирование коммунистической морали, включая коммунистическое отношение к труду, 3) преодоление архаических пережитков в сознании и поведении, 4) «дальнейший расцвет социалистической культуры», 5) гармоническое развитие личности каждого, 6) рост «сознательного творчества» граждан
(тут в общем нормально, если не считать, что 4-й пункт вклеен непонятно зачем и не говорит ничего конкретного)
- волюнтаристски объявить коммунизм нельзя, но при правильном руководстве обществом можно сильно ускорить его наступление
- коммунизм вырастает из социализма эволюционно, а не революционно
(учебник говорит, что это доказывает, будто они одна формация, но тогда первобытнообщинный строй и рабовладельческий/феодальный есть тоже одна формация)
- общественные фонды потребления представляют собой зачатки коммунизма в социализме
- ключевая для сознания среднего человека черта коммунизма («коммунизм – это когда всё бесплатно»), кажется, впервые упомянута лишь на 241-й странице:
|
|
- нельзя просто так взять и отказаться от денег, а равно и от кооперативной собственности
(интересно, что довольно очевидное первое объясняется, а вот весьма неочевидное второе – нет)
- основные задачи строительства коммунизма, «сформулированные в документах КПСС»: 1) создание материально-технической базы, 2) преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические, 3) воспитание нового человека, 4) развитие социалистического образа жизни
- важнейший пункт:
(как видим, на практике такой подход сначала превращает всё дело в гуляш-социализм, а затем приводит к краху; отсюда неопровержимо должен следовать вывод, что создание материально-технической базы и воспитание нового человека есть равные по важности задачи, что так запросто «новый человек» от одной лишь материальной базы не воспитается, что воспитание это нужно вести таким же искусственным путём, как и строительство заводов, электростанций и железных дорог)
- обратное действие реализации остальных задач на реализацию первой всё же признаётся, и на том спасибо
(оставшуюся часть учебника занимает раскрытие «закономерностей» и «задач» строительства коммунизма, причём не всех и в произвольном порядке; по-моему, такой хаос говорит лишь о том, что план строительства коммунизма, мягко говоря, был весьма нечётким)