15.1. Сущность понятия
- определение образа жизни:
- образ жизни есть производная от ОЭФ, на что обращали внимание ещё Маркс и Энгельс:
- в антагонистических формациях единого для всех образа жизни нет
- образ жизни складывается на базе уровня жизни, качества жизни и группы характеристик, которые не могут быть измерены количественно (уверенность в завтрашнем дне, дружба народов и т. д.)
(при этом учебник делает странную попытку присобачить сюда диалектические термины «количества» и «качества», и в результате вместо выстраивания структуры понятия получается какая-то фигня)
- далее учебник вводит понятие «стиля жизни»:
15.2. Основные черты социалистического образа жизни
- определение социалистического образа жизни:
(тут продолжается диалектическая мура, поэтому определение надо ещё уточнять)
- если уровень жизни в капиталистических обществах может быть выше, чем в ранних социалистических, то последние всегда компенсируют это более высоким качеством жизни
|
|
(но как мы теперь знаем, глупые пополаны далеко не всегда понимают это даже тогда, когда остаются без качества жизни, но зато с машинушкой и евроремонтушкой)
- труд приобретает иное качество, чем в прежних формациях:
(вообще с этим надо быть осторожнее – протестантская этика тоже объявляла труд нравственным принципом, да и сегодняшняя буржуазная демагогия не слишком стесняется обращаться к этой теме)
- впрочем, дальше об этом сказано:
(по-моему, «для своих» формулировки сойдут, а вот нелояльно настроенные люди могут счесть, что различие труда в антагонистических и неантагонистических обществах объяснить толком не удалось)
- по мере развития социализма всё большее значение по сравнению с количеством приобретает качество производимого трудом продукта (а стало быть, и качество труда)
- вопрос о воспитании в гражданах надлежащего отношения к труду так и не был решён в должной мере:
- коллективизм воспитывается прежде всего через трудовые коллективы
- при этом, в отличие от капитализма, внутри коллективов господствует дух не конкуренции, а сотрудничества на общее благо
- капитализм не способен создать суррогат сплочённости в трудовом коллективе, хотя и старается:
(интересно, что и такие штуки были известны – но поди объясни их среднему советскому человеку, существовавшему в совершенно иной реальности)
- кроме того, трудовой коллектив является носителем воспитательной функции
- социалистическое соревнование тоже проводится в духе коллективизма и солидарности
- однако кто-то кое-где порой:
- интернационализмом создан советский народ, интернационализм торжествует на практике:
|
|
(параграф об интернационализме содержит всего четыре абзаца, из которых два последних – собственно, не об интернационализме, а о том, что равенство не равно одинаковости и что советское общество не съедает советскую личность; по-моему, это говорит о боязни всерьёз затрагивать национальный вопрос и внутри страны – «злые фурии проснутся» – и за рубежом – нет политической интеграции соцлагеря)
- общественные фонды потребления есть в том числе проявление социалистического гуманизма, поскольку больше всего от них выигрывают неспособные к труду
- неправильное понимание гуманизма обращается в толерантное отношение ко всякому свинству и в пределе к непротивлению злу насилием
(вот ведь и такие вещи объясняли, а толку…)
- социалистический оптимизм есть реалистический научный оптимизм, а не оптимизм розовых очков
15.3. Дальнейшее развитие социалистического образа жизни
- ближайшие меры по укреплению социалистического образа жизни: сокращаем долю тяжёлого неквалифицированного труда, повышаем зарплату, увеличиваем роль общественных фондов потребления, обеспечиваем каждую семью отдельной квартирой, наращиваем группу «Б» быстрее группы «А», особое внимание уделяем сельскому хозяйству, а ещё решаем проблемы общественного питания и общественного транспорта
- при этом радикального решения некоторых вопросов никто в ближайшее время не обещает:
(не то чтобы я настаиваю на дальнейшем сокращении рабочей недели в 1980-е, но имело смысл об этом говорить для более дальней перспективы)
(ну и в целом мы видим, что «укрепление социалистического образа жизни» сводится в основном к текущим задачам увеличения материального потребления – а, как мы видели, сам по себе этот способ, в отрыве от иных мер, не работает и может даже вредить; справедливости ради, например, про «организацию досуга» – а мы понимаем, сколь пагубную роль в жизни советского общества сыграло неумение недоурбанизировавшегося советского человека занять себя чем-то хорошим – всё-таки упомянуто, но без конкретики и скороговоркой)