Социалистический образ жизни

15.1. Сущность понятия

- определение образа жизни:

- образ жизни есть производная от ОЭФ, на что обращали внимание ещё Маркс и Энгельс:

- в антагонистических формациях единого для всех образа жизни нет

- образ жизни складывается на базе уровня жизни, качества жизни и группы характеристик, которые не могут быть измерены количественно (уверенность в завтрашнем дне, дружба народов и т. д.)

(при этом учебник делает странную попытку присобачить сюда диалектические термины «количества» и «качества», и в результате вместо выстраивания структуры понятия получается какая-то фигня)

- далее учебник вводит понятие «стиля жизни»:

 

15.2. Основные черты социалистического образа жизни

- определение социалистического образа жизни:

(тут продолжается диалектическая мура, поэтому определение надо ещё уточнять)

- если уровень жизни в капиталистических обществах может быть выше, чем в ранних социалистических, то последние всегда компенсируют это более высоким качеством жизни

(но как мы теперь знаем, глупые пополаны далеко не всегда понимают это даже тогда, когда остаются без качества жизни, но зато с машинушкой и евроремонтушкой)

- труд приобретает иное качество, чем в прежних формациях:

(вообще с этим надо быть осторожнее – протестантская этика тоже объявляла труд нравственным принципом, да и сегодняшняя буржуазная демагогия не слишком стесняется обращаться к этой теме)

- впрочем, дальше об этом сказано:

(по-моему, «для своих» формулировки сойдут, а вот нелояльно настроенные люди могут счесть, что различие труда в антагонистических и неантагонистических обществах объяснить толком не удалось)

- по мере развития социализма всё большее значение по сравнению с количеством приобретает качество производимого трудом продукта (а стало быть, и качество труда)

- вопрос о воспитании в гражданах надлежащего отношения к труду так и не был решён в должной мере:

- коллективизм воспитывается прежде всего через трудовые коллективы

- при этом, в отличие от капитализма, внутри коллективов господствует дух не конкуренции, а сотрудничества на общее благо

- капитализм не способен создать суррогат сплочённости в трудовом коллективе, хотя и старается:

(интересно, что и такие штуки были известны – но поди объясни их среднему советскому человеку, существовавшему в совершенно иной реальности)

- кроме того, трудовой коллектив является носителем воспитательной функции

- социалистическое соревнование тоже проводится в духе коллективизма и солидарности

- однако кто-то кое-где порой:

- интернационализмом создан советский народ, интернационализм торжествует на практике:

(параграф об интернационализме содержит всего четыре абзаца, из которых два последних – собственно, не об интернационализме, а о том, что равенство не равно одинаковости и что советское общество не съедает советскую личность; по-моему, это говорит о боязни всерьёз затрагивать национальный вопрос и внутри страны – «злые фурии проснутся» – и за рубежом – нет политической интеграции соцлагеря)

- общественные фонды потребления есть в том числе проявление социалистического гуманизма, поскольку больше всего от них выигрывают неспособные к труду

- неправильное понимание гуманизма обращается в толерантное отношение ко всякому свинству и в пределе к непротивлению злу насилием

(вот ведь и такие вещи объясняли, а толку…)

- социалистический оптимизм есть реалистический научный оптимизм, а не оптимизм розовых очков

 

15.3. Дальнейшее развитие социалистического образа жизни

- ближайшие меры по укреплению социалистического образа жизни: сокращаем долю тяжёлого неквалифицированного труда, повышаем зарплату, увеличиваем роль общественных фондов потребления, обеспечиваем каждую семью отдельной квартирой, наращиваем группу «Б» быстрее группы «А», особое внимание уделяем сельскому хозяйству, а ещё решаем проблемы общественного питания и общественного транспорта

- при этом радикального решения некоторых вопросов никто в ближайшее время не обещает:

(не то чтобы я настаиваю на дальнейшем сокращении рабочей недели в 1980-е, но имело смысл об этом говорить для более дальней перспективы)

(ну и в целом мы видим, что «укрепление социалистического образа жизни» сводится в основном к текущим задачам увеличения материального потребления – а, как мы видели, сам по себе этот способ, в отрыве от иных мер, не работает и может даже вредить; справедливости ради, например, про «организацию досуга» – а мы понимаем, сколь пагубную роль в жизни советского общества сыграло неумение недоурбанизировавшегося советского человека занять себя чем-то хорошим – всё-таки упомянуто, но без конкретики и скороговоркой)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: