- в советском обществе есть два класса (рабочие и кооперированное крестьянство), а также «народная интеллигенция»
(вообще, надо сказать, смысл есть даже в тех шуточках, что обидно быть какой-то жалкой прослойкой на фоне классов – ну и в целом методология деления на «настоящие классы» и «всякое охвостье» отсутствует ведь, классификация чуть ли не на интуиции делается)
17.1. Классовые различия в социалистическом обществе
- тут же приводится статистика деления на рабочих, крестьян и служащих
(названия немедленно начинают расползаться, как тараканы)
- рабочих в 1979 году – 60%
(подозреваю, это означает, что и работники сферы услуг отнесены к рабочему классу, на несчастье поповцев)
- классовое различие между рабочими и кооперированным крестьянством заключается всё в том же отношении к средствам производства (государственная и кооперативная собственность)
(а отсюда, очевидно, следует, что к рабочим отнесены также и работники совхозов)
- классовым различием считается также различие в сфере распределения (благополучие колхозников зависит от уровня доходов колхоза, а кроме того, они располагают подсобными хозяйствами, что тоже влияет на доходы колхозников)
|
|
(! – а не говорил ли я, что в конечном счёте классовое деление упирается в сравнительную степень доступа к благам, которым располагает данный класс; вот, пожалуйста, оказывается, и официальная идеология была совсем не чужда такому подходу; ну, впрочем, неудивительно, она помнит последний кусочек ленинского определения класса)
- теперь про интеллигенцию:
(во как, и тип труда у нас тоже получается классово значимым)
- но здесь мы моментально возвращаемся к простейшему определению класса и интеллигенцию вычёркиваем:
(и самое интересное – нам так и не сообщают, а что же она такое есть; учебник даже и слова «прослойка» избегает)
17.2. Пути движения к бесклассовому обществу
- как прийти к бесклассовому обществу:
(ну вот как совместить эту фразу и утверждение, что интеллигенция не является классом?)
- дальше там много воды всё на ту же тему «сближения» государственной и кооперативной собственности
(причём из текста явно следует, что речь идёт о постепенном превращении второй в первую, но так и писать «превращение» или, Марксе упаси, «поглощение» авторам учебника страшно)
- а затем учебник вдруг перескакивает на проблемы мотивации:
- инициативу и предприимчивость у широких масс людей уничтожает именно капиталистический способ производства (работник трудится на капиталиста преимущественно из страха утратить средства к существованию и равнодушен к результату труда как таковому), а социализм, напротив, высвобождает творческие силы работников (налицо общеполезные результаты труда, общественное признание, материальная мотивация работает без обмана)
|
|
- постепенно на этой базе труд превращается в «первую жизненную потребность человека»
(дальше поясняется, что мы, конечно, не про физиологию говорим, а про «социально-нравственный» аспект, но я думаю, в таком случае и надо формулировать в виде «ведущая социально-нравственная потребность»; хотя, кажется, это из Программы КПСС, так что учебник не свободен в выборе слов)
- несознательного по части труда гражданина следует превращать в сознательного посредством устранения тяжёлого неквалифицированного труда, «создания изобилия материальных и духовных благ» и коммунистического воспитания
(второй пункт очень странный – получается, надо сперва построить коммунизм, а он уж как-нибудь мещан и раздолбаев перевоспитает – а третий должен стоять отнюдь не на последнем, а на первом месте, и раскрыт посерьёзнее, чем в одном абзаце общих слов)
- безблагодатность материального изобилия самого по себе, впрочем, осознаётся:
- оплата по труду (и, стало быть, социалистический этап) – это надолго
(к сожалению, не объясняется, почему – а это важно объяснить; но понятно, что напрямую утверждать «только-только вышедший из капитализма человек в среднем скотина» было очень не принято)
- не очень умный пример:
(вот что другое, а городской и пригородный транспорт будет одним из первых бесплатных благ)
- зарплатами можно и нужно манипулировать для требуемого перераспределения рабочей силы
- распределение по труду воспитывает уважение к труду и побуждает повышать свою квалификацию как работника, а это действительно ведёт к тому, что человек начинает отдавать обществу «по способности»
- коллективная материальная заинтересованность заставляет коллектив воздействовать на несознательных граждан
- распределение по потребностям возможно лишь в условиях изобилия материальных благ и превращения труда в «жизненную потребность»
(а всё-таки я бы не стал так формулировать вторую половину утверждения – достаточно и простой сознательности основной массы граждан)
- учебник снова напоминает про общественные фонды потребления как протокоммунистическое явление в социализме
17.3. Социальная однородность и коммунистическое равенство
- подглава представляет собой четыре страницы объяснений, что бесклассовость и равенство не означают казарменного однообразия и что без элиты можно замечательно обходиться
- вот ещё важный момент:
(хотя на этом месте стоило бы объяснить, что представления о «безграничных потребностях» человека – чепуха, а то ведь это место вполне можно истолковать в духе нынешних Квалифицированных Потребителей, постулирующих невозможность коммунизма из-за безграничности потребностей)