Классовая структура общества при социализме и пути к бесклассовому обществу

- в советском обществе есть два класса (рабочие и кооперированное крестьянство), а также «народная интеллигенция»

(вообще, надо сказать, смысл есть даже в тех шуточках, что обидно быть какой-то жалкой прослойкой на фоне классов – ну и в целом методология деления на «настоящие классы» и «всякое охвостье» отсутствует ведь, классификация чуть ли не на интуиции делается)

 

17.1. Классовые различия в социалистическом обществе

- тут же приводится статистика деления на рабочих, крестьян и служащих

(названия немедленно начинают расползаться, как тараканы)

- рабочих в 1979 году – 60%

(подозреваю, это означает, что и работники сферы услуг отнесены к рабочему классу, на несчастье поповцев)

- классовое различие между рабочими и кооперированным крестьянством заключается всё в том же отношении к средствам производства (государственная и кооперативная собственность)

(а отсюда, очевидно, следует, что к рабочим отнесены также и работники совхозов)

- классовым различием считается также различие в сфере распределения (благополучие колхозников зависит от уровня доходов колхоза, а кроме того, они располагают подсобными хозяйствами, что тоже влияет на доходы колхозников)

(! – а не говорил ли я, что в конечном счёте классовое деление упирается в сравнительную степень доступа к благам, которым располагает данный класс; вот, пожалуйста, оказывается, и официальная идеология была совсем не чужда такому подходу; ну, впрочем, неудивительно, она помнит последний кусочек ленинского определения класса)

- теперь про интеллигенцию:

(во как, и тип труда у нас тоже получается классово значимым)

- но здесь мы моментально возвращаемся к простейшему определению класса и интеллигенцию вычёркиваем:

(и самое интересное – нам так и не сообщают, а что же она такое есть; учебник даже и слова «прослойка» избегает)

 

17.2. Пути движения к бесклассовому обществу

- как прийти к бесклассовому обществу:

(ну вот как совместить эту фразу и утверждение, что интеллигенция не является классом?)

- дальше там много воды всё на ту же тему «сближения» государственной и кооперативной собственности

(причём из текста явно следует, что речь идёт о постепенном превращении второй в первую, но так и писать «превращение» или, Марксе упаси, «поглощение» авторам учебника страшно)

- а затем учебник вдруг перескакивает на проблемы мотивации:

- инициативу и предприимчивость у широких масс людей уничтожает именно капиталистический способ производства (работник трудится на капиталиста преимущественно из страха утратить средства к существованию и равнодушен к результату труда как таковому), а социализм, напротив, высвобождает творческие силы работников (налицо общеполезные результаты труда, общественное признание, материальная мотивация работает без обмана)

- постепенно на этой базе труд превращается в «первую жизненную потребность человека»

(дальше поясняется, что мы, конечно, не про физиологию говорим, а про «социально-нравственный» аспект, но я думаю, в таком случае и надо формулировать в виде «ведущая социально-нравственная потребность»; хотя, кажется, это из Программы КПСС, так что учебник не свободен в выборе слов)

- несознательного по части труда гражданина следует превращать в сознательного посредством устранения тяжёлого неквалифицированного труда, «создания изобилия материальных и духовных благ» и коммунистического воспитания

(второй пункт очень странный – получается, надо сперва построить коммунизм, а он уж как-нибудь мещан и раздолбаев перевоспитает – а третий должен стоять отнюдь не на последнем, а на первом месте, и раскрыт посерьёзнее, чем в одном абзаце общих слов)

- безблагодатность материального изобилия самого по себе, впрочем, осознаётся:

- оплата по труду (и, стало быть, социалистический этап) – это надолго

(к сожалению, не объясняется, почему – а это важно объяснить; но понятно, что напрямую утверждать «только-только вышедший из капитализма человек в среднем скотина» было очень не принято)

- не очень умный пример:

(вот что другое, а городской и пригородный транспорт будет одним из первых бесплатных благ)

- зарплатами можно и нужно манипулировать для требуемого перераспределения рабочей силы

- распределение по труду воспитывает уважение к труду и побуждает повышать свою квалификацию как работника, а это действительно ведёт к тому, что человек начинает отдавать обществу «по способности»

- коллективная материальная заинтересованность заставляет коллектив воздействовать на несознательных граждан

- распределение по потребностям возможно лишь в условиях изобилия материальных благ и превращения труда в «жизненную потребность»

(а всё-таки я бы не стал так формулировать вторую половину утверждения – достаточно и простой сознательности основной массы граждан)

- учебник снова напоминает про общественные фонды потребления как протокоммунистическое явление в социализме

 

17.3. Социальная однородность и коммунистическое равенство

- подглава представляет собой четыре страницы объяснений, что бесклассовость и равенство не означают казарменного однообразия и что без элиты можно замечательно обходиться

- вот ещё важный момент:

(хотя на этом месте стоило бы объяснить, что представления о «безграничных потребностях» человека – чепуха, а то ведь это место вполне можно истолковать в духе нынешних Квалифицированных Потребителей, постулирующих невозможность коммунизма из-за безграничности потребностей)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: