12-я глава.
20. Из гигантской темы социалистической экономики особо важными представляются следующие:
20а. Смежные вопросы о максимальной централизации хозяйства и о служебной иерархии – среди наших неавторитарных левых наблюдается очень устойчивая любовь к «децентрализованной экономике на 3d-принтерах» и взгляд на служебную иерархию как на омерзительный пережиток эксплуататорского общества и подкоп под равенство и самоуправление. Исследование проблемы централизации/децентрализации также отсылает нас прямиком к хрущёвщине, титоизму и маоизму – и мы опять выходим на п. 3.
20б. Вопрос о плановой системе и природе кризисов экономик социалистических стран – сознание современного среднего человека, как и следует ожидать, зомбировано капиталом, поэтому оно по-прежнему все неудачи рынка приписывает плану и молится на рыночек, чтобы тот порешал; и даже если рыночек всё-таки допёк, человек тем не менее всё ещё хочет «всем оставить по пять миллионов и маленькому магазинчику» и повторяет зады буржуазной пропаганды о «туповатом негибком плане, годном для войны и негодном для утончённого потребления». Также нужно осветить возможные нерыночные причины кризисов.
20в. Вопрос о производственных кооперативах – современное мелкобуржуазное сознание держится за них как за любимую рыночную соломинку, поэтому необходимо показать временный характер их существования и сравнительную неэффективность.
21. См. выше п. 6, и не только. Во-первых, требуется подробно разработать теорию классового сознания (мало определить фактическую классовую принадлежность человека – нужно ещё понять, осознаёт он сам грубую реальность и свои «объективные интересы», или же руководствуется субъективными интересами, или, того хуже, воображает себя дворянином, работая дворником). Во-вторых, я лично считаю правильным рассмотреть вопрос о коммунистическом сознании как надклассовом сознании и коммунистической партии как надклассовой организации.
13-я глава.
22. Требуется выстроить собственную предположительную схему эволюции мировой социалистической системы. Здесь мы смыкаемся с пп. 11 и 15 – эта тема связана с опытом строительства социализма в странах соцлагеря и со стратегией борьбы с империализмом.
23. Конкретизируем ещё один аспект п. 8: интернациональный подход требует теории постепенной ликвидации политических наций и формирования единого советского народа.
14-я глава.
См. выше п. 5 – конкретно вопрос о развитом социализме.
24. Проблема коммунизма. Тут довольно парадоксальная ситуация, потому что, с одной стороны, с примерным образом Светлого Будущего вроде как знаком всякий родившийся в СССР, всякий интересовавшийся коммунистической темой или читавший советскую фантастику; и более того, на уровне плюс-минус лапоть даже понятно, как это будущее строить. С другой, посади рядом двух человек, и они тут же обнаружат серьёзные разногласия в своих представлениях о коммунизме, хорошего всеобъемлющего определения коммунизма в массовом обороте вовсе нет, а для граждан в их массе коммунизм есть чОрное злое пугало, утопия или же абстракция вроде рая, но вовсе не реальный проект, предлагаемый к воплощению. Короче, с этим надо как-то работать.
15-я глава.
По мелочи там можно много о чём поговорить, но в целом там вроде всё в порядке.
16-я глава.
См. выше п. 20а.
25. Важно исследовать вопрос о роли технической интеллигенции и НИИ в советской экономике и советском обществе. Из общих соображений совершенно ясно, что без науки никуда, на уровне охотничьих баек нам известно о «бесполезных НИИ» и «бесполезных инженерах» в позднем СССР, наблюдения же за людьми показывают нам антикоммунистический настрой и советской технической интеллигенции, и современных учёных, и современных программистов. С этим «технарским комплексом» определённо требуется что-то делать.
17-я глава.
См. выше п. 6.
18-я глава.
См. выше п. 20в.
19-я глава.
См. выше пп. 8, 13, 19, 23.
20-я глава.
26. Нужна разработка политической теории социалистического государства. Налицо довольно регулярные споры о партийно-государственном дуализме и относительной роли партии и Советов, о системе выборов в Советы, о функциях и численности партии, об однопартийности/многоплатформенности/многопартийности, о роли профсоюзов, об организации системы контроля, о буржуазной тематике разделения властей, буржуазных свобод против свобод социалистических и т. д.
21-я глава.
Аналогично 15-й. По мелочи там можно много о чём поговорить, но в целом там вроде всё в порядке.
22-я – 24-я главы.
27. Комплекс проблем, связанных с социальной структурой социалистического общества и при этом не касающихся политики и экономики напрямую, как мы видим из этих глав, в целом пребывает в неудовлетворительном состоянии – какие-то аспекты понимаются верно, но не слишком глубоко, какие-то начинают тонуть в болоте консерватизма, какие-то полностью провалены (24-я глава не даст соврать), о каких-то и речи нет. Вопросы эволюции советского общества, соотношения личности и коллектива, коммунистического воспитания (особенно!), семьи и брака, равноправия и меньшинств, образования, психологии, культуры личной и культуры общественной, бытового свинства – всё это и многое другое нужно исследовать заново.
Отдельно отмечу тему производственных коллективов как уже непосредственно смыкающуюся с политической и экономической сферами: например, прогрессивен ли производственный принцип выборов, должно ли предприятие иметь собственную социальную инфраструктуру, как должно быть организовано (само)управление предприятием и так далее.
28. В пару к п. 25 – не менее необходимо исследовать вопрос о роли творческой интеллигенции в контрреволюции и о способах недопущения подобного в будущем. Этот вопрос является составной частью темы социалистической культуры и её взаимоотношений с буржуазной культурой.
29. Учебник буквально в нескольких строчках затронул проблему взаимоотношений коммунистического учения и религии, а её требуется раскрыть уж никак не в нескольких строчках.
25-я глава.
30. Примыкает к п. 12 – нам требуется анализ эволюции буржуазной идеологии с послевоенной эпохи и до настоящего времени.