- «новая общественная формация создаёт и новый социальный тип личности»
(а следовало бы написать, что не только создаёт, но и требует наличия такового – для собственного же выживания)
24.1. Личность при социализме
- человек – общественное существо, могущее развиваться только в обществе, а потому его личность сильнейшим образом зависит от социальной среды
(правильное начало, но потом…)
- социалистический общественный интерес «является интересом всех общественных групп» и потому совпадает с личным
- дальше к этому слонопотаму присоединяется целое стадо – нам рассказывают, что подавляющее большинство членов социалистического общества идейно, трудолюбиво и взаимоуважительно, а также обладает ещё целым набором сопутствующих положительных черт, потому что социализм на них так повлиял; а если где-то недовлиял, то он же всё-таки не коммунизм, поэтому всё нормально; ну и ещё носители мелкобуржуазного сознания перевоспитываются недостаточно быстро, но скоро перевоспитаются
|
|
(в общем, параграф про социалистическую личность никуда не годится – не только потому, что реально средний советский человек к описанному идеалу в лучшем случае делал лишь первые шаги, но в гораздо большей степени потому, что процесс пускается на самотёк – мол, социалистическая система с воспитанием масс и без специально посвящённых этому усилий справится)
- истинную свободу человеку предоставляют социализм и коммунизм, а буржуазия даёт лишь «свободу частной собственности и эксплуатации наёмного труда»
(всё же не стоило бы так упрощать, хотя по существу и верно)
- дальше на довольно-таки гегельянском языке учебник пытается растолковать, как соотносятся свобода воли и объективные обстоятельства
(но на гегельянском языке как следует не объяснишь)
- «основу свободы личности составляет экономическое освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации»
(второй за подглаву тезис, вопросов к которому нет и не может быть)
- лишь социалистическая экономика обеспечивает социальные и политические свободы
(про политические вообще-то следовало бы объяснять подробно, потому что буржуазная пропаганда понятно что по этому поводу говорит)
- истолкование морали:
(не знаю, по-моему, тут из правильных слов и даже фраз составляются какие-то не очень осмысленные конструкции)
- «основная масса трудящихся воспринимает принципы коммунистической морали как свои собственные»
(безотносительно степени правдивости данного утверждения, я не видел, чтобы выше раскрывались принципы коммунистической морали)
- по мере приближения к коммунизму социализм выработает в гражданах привычку «добровольно соблюдать правила общежития» и труда, и необходимость в принудительном обеспечении порядка отпадёт
|
|
(это мы уже слышали, убедительнее не стало)
- преимущества социалистических трудовых коллективов:
(остаётся, однако, за кадром вопрос, а достаточно ли продвинут этот коллектив, чтобы, например, чествовать действительно лучших и осуждать действительно оступившихся; а если коллектив не продвинут, то кто воспитает уже его; и не считает ли случайно учебник, что коллектив заведомо прав только потому, что он коллектив)
(впрочем, взаимоотношения личности и коллектива – тема бездонная)
24.2. Коммунистическое воспитание
- первая же фраза опровергает параграф о почти что самовоспитующейся социалистической личности:
(хотя, правда, не написано же, что «решающая роль» – роль всего лишь «огромная» – а потому сойдёт за диалектику)
- определение:
- ещё диалектика:
(ну слава Ктулху, учебник всё-таки признаёт это условием)
- решающим условием изменения общественного сознания является изменение общественного бытия, каковое меняют «старые», а не «новые особые» люди, причём участие в процессе изменения бытия меняет и меняющих его людей
(верно, но не освещён вопрос, почему и по какому плану «старые» люди всё-таки меняют бытие в нужную сторону)
- труд на благо общества необходим, но необходимо также и политпросвещение, особенно массовое изучение МЛ
- кроме того:
(опять верно, так должно быть, но это, как нетрудно заметить, всего лишь общие слова)
- ещё надо бороться с империалистической пропагандой
- неожиданный боевой задор, интересно:
(про мирное сосуществование и даже «соревнование» с буржуазной системой выше кто-то другой писал, наверное)
- попытка сказать про воспитание что-то более конкретное:
не приводит ни к чему – там дальше на нескольких страницах опять шпарят чуть ли не тот же вышеизложенный текст, особенно напирая на важность изучения МЛ
- небольшое добавление про антирелигиозную пропаганду:
(но мы по-прежнему так и не услышали, что такое коммунистическая нравственность)
- а, вот дальше наконец услышали:
(бедный товарищ Ленин, опять его публицистические лозунги пытаются выдать за науку)
- и только ещё потом наконец-то дошли до конкретики:
(моральный кодекс, думаю, стоит разбирать отдельно, потому что в первом приближении и он вполне сойдёт – по-настоящему здесь важен тот факт, что авторы учебника НЕ ЗНАЮТ, как конкретно вести коммунистическое воспитание, кроме как практическим трудом по строительству коммунизма, какового метода недостаточно даже по мнению самих авторов)
- не всё зависит от общества, человек должен и сам прилагать усилия к своему воспитанию
(тут не поспоришь)
- ещё пример из бездонного мешка благих пожеланий:
(привожу именно его, потому что для решения столь тонкой задачи нужны и весьма совершенные методы, иначе будет получаться каноническое «сегодня он играет джаз…» или не менее каноническое постановление о борьбе с архитектурными излишествами – а ведь учебник нам не то что совершенных, он вообще почти никаких методов воспитания не привёл, будь то воспитание коммунистической эстетики или коммунистического чего бы то ни было)
- ну хоть с чем-то воспитательным всё просто:
(да и то нам всякий злопыхатель с удовольствием противопоставит «тоталитарные советские уроки физкультуры, полные ужасов и травли» и современное добровольное желание народа физически развиваться и оздоравливаться даже при сокращении доступа к бесплатному спорту – и нельзя сказать, что злопыхатель будет совсем уж неправ)
(эти две подглавы – самое слабое место во всём учебнике, а это лишний раз авторитетно свидетельствует, что с психологическим аспектом, с пониманием базовых проблем типа свободы и морали, а уж особенно с воспитанием нового коммунистического человека в советском обществе дело было швах)
|
|
24.3. Всестороннее развитие личности – цель коммунистического общества
- буржуазный гуманизм оказался ложным по причине антигуманности господства частной собственности
- «в марксистском идеале нет места насилию», но «к социализму можно прийти только через революционное насилие»
(диалектика диалектикой, но этак раскрывать проблему насилия всё равно нельзя)
- социалистический гуманизм:
- всестороннее развитие личности – это не сменность занятий в духе «Града обречённого», а вот такое:
- а что до сменности занятий, то:
(любопытно, я полагал, что напишут что-нибудь вроде «коммунизм даст людям возможность периодически осваивать новые профессии», причём в 18-й главе был такой момент – но нет, в этой главе выдержали в более консервативном духе)