6. Проблема развития речи в учении Штерна и её оценка его взглядов Выготским
- Основная идея Штерна – персонализм: личность целостна и самоценна, в неё всё заложено
- Интеллектуалистически смотрит на речь и развитие речи – абсолютно противоречиво, несостоятельно
- 3 корня речи:
1) экспрессивная тенденция и 2) социальная тенденция есть уже у животных
3) «интенциональная» тенденция -- направленность человека на смысл (это и есть интеллектуализация: «происходит из самой сущности человека, и всё»)
- Осмысленность человеческой речи возникает из её стремления к тому, чтобы быть осмысленной; человек приобретает способность иметь что-то ввиду
- интенциональные акты и есть акты мышления
- АНТИГЕНЕТИЧНОСТЬ, ПРОТИВ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА: Штерн считает, что проявления высшего речевого развития есть уже на начальных этапах развития – А ЭТО НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ.
«Интеллектуалистическая теория исходит из того, что в сущности и подлежит объяснению»
- Кроме того, в отл. от экспрессивной и социальной тенденций речи, интенциональная тенденция не имеет истории возникновения (не понятно, откуда Штерн её взял)
|
|
- В 1.5-2 года «величайшее открытие в жизни ребёнка» (что каждому предмету соответствует свой постоянный звуковой комплекс для обозначения)
-> Штерн считает, что это означает возникновение понятий
- (а это понимание отношения между знаком и значением, осознание символической ф-ции речи, общего понятия)
- ПОТОМУ ЧТО РЕЗКО ВОЗРАСТАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, и РЕБЁНОК ЗАДАЁТ МНОГО ВОПРОСОВ
-> Выготский считает, что
- на этом этапе появляется лишь связь предмет-слово, но точно не знак-значение (это долгий и многоуровневый процесс, распадающийся на подуровни, а не единовременная вспышка)
- возрастание словарного запаса объясняется тем, что в этом возрасте ребёнок осознаёт сигнификативную функцию речи (теперь речь для него не просто звук, А ЗНАКИ)