Проблема развития речи в учении Штерна и её оценка его взглядов Выготским

6. Проблема развития речи в учении Штерна и её оценка его взглядов Выготским

- Основная идея Штерна – персонализм: личность целостна и самоценна, в неё всё заложено

- Интеллектуалистически смотрит на речь и развитие речи – абсолютно противоречиво, несостоятельно

- 3 корня речи:

1) экспрессивная тенденция и 2) социальная тенденция есть уже у животных

3) «интенциональная» тенденция -- направленность человека на смысл (это и есть интеллектуализация: «происходит из самой сущности человека, и всё»)

- Осмысленность человеческой речи возникает из её стремления к тому, чтобы быть осмысленной; человек приобретает способность иметь что-то ввиду

- интенциональные акты и есть акты мышления

- АНТИГЕНЕТИЧНОСТЬ, ПРОТИВ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА: Штерн считает, что проявления высшего речевого развития есть уже на начальных этапах развития – А ЭТО НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ.

«Интеллектуалистическая теория исходит из того, что в сущности и подлежит объяснению»

- Кроме того, в отл. от экспрессивной и социальной тенденций речи, интенциональная тенденция не имеет истории возникновения (не понятно, откуда Штерн её взял)

- В 1.5-2 года «величайшее открытие в жизни ребёнка» (что каждому предмету соответствует свой постоянный звуковой комплекс для обозначения)

-> Штерн считает, что это означает возникновение понятий

- (а это понимание отношения между знаком и значением, осознание символической ф-ции речи, общего понятия)

- ПОТОМУ ЧТО РЕЗКО ВОЗРАСТАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, и РЕБЁНОК ЗАДАЁТ МНОГО ВОПРОСОВ

-> Выготский считает, что

- на этом этапе появляется лишь связь предмет-слово, но точно не знак-значение (это долгий и многоуровневый процесс, распадающийся на подуровни, а не единовременная вспышка)

- возрастание словарного запаса объясняется тем, что в этом возрасте ребёнок осознаёт сигнификативную функцию речи (теперь речь для него не просто звук, А ЗНАКИ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: