- НО с биологической точки зрения аутистическое мышление не может быть исходным! (галлюцинации не удовлетворяют реальных потребностей)
- Эгоцентрическая речь – не побочный продукт деятельности, а вспомогательный механизм.
- ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ НЕ ПРОПАДАЕТ, КАК У ПИАЖЕ, А ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВО ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ
- КРОМЕ ТОГО, ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ВСТРЕЧАЕТСЯ И У ВЗРОСЛЫХ
5. Особенности эгоцентрической речи в работах Пиаже и экспериментальная критика Выготского. Функции и судьба эгоцентрической речи.
- нельзя рассматривать развития мышления ребёнка без учёта его практической деятельности, направленной на овладение действительностью
- дети мыслят синкретически только тогда, когда не знают решения данной проблемы по своему опыту
- Изначально мышление ребёнка аутистично и стремится к удовлетворению потребностей
- Критика: нельзя противопоставлять стремление к удовлетворению потребностей (аутизм) и адаптацию к среде (разум), ведь потребности удовлетворяются путём адаптации к действительности – они едины.
- Под влиянием общества мышление ребёнка становится эгоцентричным, и это объясняет все особенности детского мышления:
- синкретизм
- неспособность поставить себя на место другого человека (тест «2 горы»)
- явления рассматриваются только через отношение к самому себе
- связывании «всего со всем» без оснований
- Эгоцентрическое мышление – промежуточный этап между аутистическим (ненаправленным) и рациональным (направленным и логичным) мышлением (мысль уже старается приспособиться к действительности, но ещё не сообщаема как таковая)
- НО с биологической точки зрения аутистическое мышление не может быть исходным! (галлюцинации не удовлетворяют реальных потребностей)
- Эгоцентрическая речь – не побочный продукт деятельности, а вспомогательный механизм.
ЭКСПЕРИМЕНТ: Мальчик сталкивается с проблемой в задаче на рисование (нет карандаша)
-> начинает разговаривать сам с собой: проговаривать, как решит задачу