Интеллектуализация развития мышления и речи не позволяет увидеть этапов этого процесса

- Интеллектуализация развития мышления и речи не позволяет увидеть этапов этого процесса

Генетические корни мышления и речи. Доречевое мышление и доинтеллекуальная речь.

У ОБЕЗЬЯН:

- Отношение между мышлением и речью непостоянно – в течение онтогенеза меняется, т.к. они развиваются (в филогенезе и в онтогенезе) непараллельно и по разным линиям

- Результаты экспериментов Кёлера:

-> выделил доречевую стадию мышления (у обезьян): делают орудия труда (но при этом их мышление чётко ограничено полем зрения)

- представляет собой переходную ступень между хватательным и указательным жестом, а значит указательного жеста у обезьян нет (а именно он является зачатком функциональной речи)

  -> речь у шимпанзе не человекоподобная (имеет только эмоциональную и социальную ф-цию, но не коммуникативную -> невозможно культурное различие), значит развитие мышления не обусловлено развитием речи

      -> эксперименты по формированию человекоподобной речи:

- Кёлер: шимпанзе используют свои сигналы только в эмоционально окрашенных ситуациях – невозможно развить у них способность использовать речь функционально (это доинтеллектуальная фаза развития речи)

- Йеркс: обезьяны не способны имитировать звуки и даже при научении языку глухонемых они не научаются функциональной коммуникативной речи

- Бюлер: инструментальные действия обезьян и людей наименее связаны с речью, чем другие форм мышления

ИТОГИ: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ ИМЕЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ, РАЗВИВАЮТСЯ НЕЗАВИСИМО.

У ОБЕЗЬЯН МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ ВОЗНИКАЮТ, НО РАЗВИВАЮТСЯ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ (МЫШЛЕНИЕ ИНТРУМЕНТАЛЬНОЕ, А РЕЧЬ – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, ЭКСПРЕССИВНАЯ)




double arrow
Сейчас читают про: