Генетические корни мышления и речи. Доречевое мышление и доинтеллекуальная речь ребёнка.
У РЕБЁНКА:
2 стадии развития мышления и речи:
1) Аффективно-волевая: развитие мышления и речи в онтогенезе повторяет филогенез: доречевое мышление (инструментальное) и доинтеллектуальная речь (крик, лепет)
2) Интеллектуальная, 2 года: линии развития мышления и речи перекрещиваются – это проявляется в быстром и скачкообразном расширении словарного запаса (то есть величайшее открытие в жизни ребёнка -- ТО, ЧТО ЗАМЕТИЛ ШТЕРН)
-> интеллектуальная речь и речевое мышление
- Выготский считает, что мышление развивается на основе внутренней речи.
-> а как развивается внутренняя речь?
А) Шёпот ПО уОТСОНУ? НЕТ.
- речь шёпотом очень похожа на громкую речь и не имеет функциональных и структурных сходств с внутренней речью (внутр. Речь сокращённая, функции отличаются и т.д.)
- речь шёпотом развивается под воздействием социальных требований, а внутренняя – спонтанно
Б) Эгоцентрическая детская речь?
|
|
- Это переходный этап между громкой (ещё озвученная) и внутренней (но появляется ф-ция планирования) речью
- Исследования Леметра: речь школьников ещё не установившаяся – т.к. эгоцентрическая речь ещё не до конца превратилась во внутреннюю
Развитие любых психических операций, опирающихся на употребление знаков, включает 4 фазы:
1) Натуральная: доинтеллектуальная речь и доречевое мышление
2) Стадия наивной психологии:
- овладение грамматикой языка раньше, чем логическими операциями (доказано Пиаже)
-> из-за этого ребёнок неверно употребляет союзы (потому что, если бы и т.д.)
- первый опыт взаимодействия с физическими свойствами предметов (своего тела и окружающих предметов)
- первый опыт использования инструментов
3) Стадия овладения знаком (внешним инструментом) и эгоцентрической речью для решения внутренних задач: счёт на пальцах, указание пальчиком, разговор сам с собой при возникновении проблем
4) Вращивание внешних операций (В ЭТОТ ПЕРИОД И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПЕРЕХОДИТ ВО ВНУТРЕННЮЮ)
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ВЗРОСЛОГО:
- после перекрещивания мышления и речи возникает речевое мышление
- НО! Мышление и речь существуют и раздельно друг от друга:
- неречевое мышление: инструментальное (техническое) мышление
- неинтеллектуальная речь: речь, функцией которой является экспрессия (пересказ выученного текста)
- ВЕЛИЧАЙШЕЕ ОТКРЫТИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА (1.5-2 года): у каждого предмета есть постоянный «звуковой комплекс», который символизирует его.
Эксперимент Кёлера на инсайт с ребёнком – доказательство существования доречевой стадии:
Достать машинку со шкафа. Лестница – моментальная догадка. Ящик – дольше. Стул из-за стола – почти никто не догадался, т.к. стул включён в гештальт со столом и не осознаётся в функции лестницы.