Генетические корни мышления и речи. Доречевое мышление и доинтеллекуальная речь ребёнка

Генетические корни мышления и речи. Доречевое мышление и доинтеллекуальная речь ребёнка.

У РЕБЁНКА:

2 стадии развития мышления и речи:

1) Аффективно-волевая: развитие мышления и речи в онтогенезе повторяет филогенез: доречевое мышление (инструментальное) и доинтеллектуальная речь (крик, лепет)

2) Интеллектуальная, 2 года: линии развития мышления и речи перекрещиваются – это проявляется в быстром и скачкообразном расширении словарного запаса (то есть величайшее открытие в жизни ребёнка -- ТО, ЧТО ЗАМЕТИЛ ШТЕРН)

-> интеллектуальная речь и речевое мышление

- Выготский считает, что мышление развивается на основе внутренней речи.

-> а как развивается внутренняя речь?

А) Шёпот ПО уОТСОНУ? НЕТ.

- речь шёпотом очень похожа на громкую речь и не имеет функциональных и структурных сходств с внутренней речью (внутр. Речь сокращённая, функции отличаются и т.д.)

- речь шёпотом развивается под воздействием социальных требований, а внутренняя – спонтанно

Б) Эгоцентрическая детская речь?

- Это переходный этап между громкой (ещё озвученная) и внутренней (но появляется ф-ция планирования) речью

- Исследования Леметра: речь школьников ещё не установившаяся – т.к. эгоцентрическая речь ещё не до конца превратилась во внутреннюю

Развитие любых психических операций, опирающихся на употребление знаков, включает 4 фазы:

1) Натуральная: доинтеллектуальная речь и доречевое мышление

2) Стадия наивной психологии:

- овладение грамматикой языка раньше, чем логическими операциями (доказано Пиаже)

     -> из-за этого ребёнок неверно употребляет союзы (потому что, если бы и т.д.)

- первый опыт взаимодействия с физическими свойствами предметов (своего тела и окружающих предметов)

- первый опыт использования инструментов

 

3) Стадия овладения знаком (внешним инструментом) и эгоцентрической речью для решения внутренних задач: счёт на пальцах, указание пальчиком, разговор сам с собой при возникновении проблем

4) Вращивание внешних операций (В ЭТОТ ПЕРИОД И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПЕРЕХОДИТ ВО ВНУТРЕННЮЮ)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ВЗРОСЛОГО:

- после перекрещивания мышления и речи возникает речевое мышление

- НО! Мышление и речь существуют и раздельно друг от друга:

- неречевое мышление: инструментальное (техническое) мышление

- неинтеллектуальная речь: речь, функцией которой является экспрессия (пересказ выученного текста)

- ВЕЛИЧАЙШЕЕ ОТКРЫТИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА (1.5-2 года): у каждого предмета есть постоянный «звуковой комплекс», который символизирует его.

Эксперимент Кёлера на инсайт с ребёнком – доказательство существования доречевой стадии:

Достать машинку со шкафа. Лестница – моментальная догадка. Ящик – дольше. Стул из-за стола – почти никто не догадался, т.к. стул включён в гештальт со столом и не осознаётся в функции лестницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: