Методы исследования развития понятий: их возможности и ограничения

9. Методы исследования развития понятий: их возможности и ограничения

- Традиционные методы исследования развития понятий

1) Метод определения (и его вариации)

- Задача ребёнка: дать определение понятию

- Цель: определение сформировавшихся понятий

- Недостатки:

- не способен проследить развитие процесса образования понятий

- исключает из анализа чувственную составляющую понятия (а именно с неё начинается формирование понятия и оно связывает понятие с действительностью)

- ребёнку предлагается определить понятие изолированно, в отрыве от мышления, что может искажать его ответ.

2) Методы исследования абстракции

- Задача ребёнка: путём обобщения и абстрагирования выделить общую черту в ряде стимулов

- Достоинство: ребёнок задействует процессы мышления (обобщение и абстрагирование), кот. формируют понятия

- Недостаток: сложный процесс образования понятий изучается через два элементарных процесса (+ не учитывается роль знака)

ИТАК, традиционные методы разъединяют объективные компоненты понятия (чувства) и слово.

10. Формирование искусственных понятий: методика Н. Аха и его основные результаты. Адаптация методики в работе Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова.

1 ГРУППА МЕТОДОВ:

Косвенные методы исследования понятий: определяют уже имеющиеся у ребёнка понятия и как ими пользуется ребёнок, но не выявляют процесс развития понятий

1) метод определения:

- от признаков к предмету

  ребёнку перечисляют признаки -> он называет понятие; либо дают несколько понятий -> ребёнок находит объединяющее понятие

- от предмета к признакам:

Дают родовое понятие -> ребёнок перечисляет входящие в него понятия;

Спрашивают о различиях между частными понятиями, объединёнными общим понятием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: