9. Методы исследования развития понятий: их возможности и ограничения
- Традиционные методы исследования развития понятий
1) Метод определения (и его вариации)
- Задача ребёнка: дать определение понятию
- Цель: определение сформировавшихся понятий
- Недостатки:
- не способен проследить развитие процесса образования понятий
- исключает из анализа чувственную составляющую понятия (а именно с неё начинается формирование понятия и оно связывает понятие с действительностью)
- ребёнку предлагается определить понятие изолированно, в отрыве от мышления, что может искажать его ответ.
2) Методы исследования абстракции
- Задача ребёнка: путём обобщения и абстрагирования выделить общую черту в ряде стимулов
- Достоинство: ребёнок задействует процессы мышления (обобщение и абстрагирование), кот. формируют понятия
- Недостаток: сложный процесс образования понятий изучается через два элементарных процесса (+ не учитывается роль знака)
ИТАК, традиционные методы разъединяют объективные компоненты понятия (чувства) и слово.
|
|
10. Формирование искусственных понятий: методика Н. Аха и его основные результаты. Адаптация методики в работе Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова.
1 ГРУППА МЕТОДОВ:
Косвенные методы исследования понятий: определяют уже имеющиеся у ребёнка понятия и как ими пользуется ребёнок, но не выявляют процесс развития понятий
1) метод определения:
- от признаков к предмету
ребёнку перечисляют признаки -> он называет понятие; либо дают несколько понятий -> ребёнок находит объединяющее понятие
- от предмета к признакам:
Дают родовое понятие -> ребёнок перечисляет входящие в него понятия;
Спрашивают о различиях между частными понятиями, объединёнными общим понятием