2 ГРУППА МЕТОДОВ: изучают процессы в основе образования понятий, но в лабораторных условиях со всякими предметами и не учитывают роль слова в обр. понятий (а ведь развитие понятий руководится словом)
Экспериментальные методы исследования абстракций у детей
- предъявляются впечатления, испытуемый должен из них выбрать сходные. Чем быстрее – тем лучше развиты процессы абстракции.
- несколько групп бессмысленных фигурок, ребёнок находит среди групп одинаковые фигурки, а потом находит такую же среди 20-25 других фигурок. Чем быстрее – тем лучше абстрагирование и одарённость.
3 ГРУППА МЕТОДОВ:
экспериментальные методы развития понятий
1) Эвелинг: предъявлял выдуманные слова, обозначающие реальные предметы (птицы, цветы и тд), давал период заучивания (озвучивал слово и просил сказать, когда возникает образ предмета), потом просил закончить предложения с данными выдуманными словами. ПОСТОЯННО ОТЧИТЫВАТЬСЯ О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ДАННОГО СЛОВА.
-> выдуманные слова позволяют отделить переживание смысла слова от переживания его звучания и написания
|
|
2) Синтетически-генетический метод Аха
Стимульный материал: 48 цветов (4 симметричных группы разных цветов по 12 фигур. Каждая группа содержит фигуры всех размеров, веса и формы (цилиндр, куб, пирамида).
На всех больших и тяжёлых фигурах написано «гацун», на всех маленьких и лёгких – «фаль».
1 день:
- ВЗРОСЛЫЙ по порядку (от больших к маленьким и от тяжёлых к лёгким) поднимает фигуры и читает, что на них написано.
- После перестановки фигур снова по очереди поднимает и читает их названия.
- снова перестановка и повтор
- снимают надписи и просят найти всех гацунов и объяснить, чем руководствовался (если ответ неверный – снова упражнения на закрепление понятий)
После:
Кол-во фигур увеличивается, появляются другие выдуманные названия