Процесс превращения бессмысленного ЗНАКА в осмысленное слово: они приобретают смысл для него; абстрагируется от всех признаков, Кроме веса, время реакции сокращается

-> ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ БЕССМЫСЛЕННОГО ЗНАКА В ОСМЫСЛЕННОЕ СЛОВО: они приобретают смысл для него; абстрагируется от всех признаков, кроме веса, время реакции сокращается. Он способен отвечать на вопросы об этих выдуманных понятиях и составлять с ними предложения.

- Достоинства:

- позволяет проследить условия возникновения и развитие понятия

- устраняет влияние опыта и возраста (т.к. слова искусственные и одинаково незнакомы ребёнку и взрослому)

- Результаты эксперимента Аха:

- понятие возникает не заучиванием связи слова и предмета (не ассоциативно), а путём решения задачи, которое невозможно без создания понятия

- решение задачи по образованию понятия направляется детерминирующей тенденцией – т.е. целью решить задачу

- Самое главное в образовании понятий – средства (слово). Чтобы понимать, как образуются понятия, нужно изучать функциональное употребление слова.

- НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ АХА:

- задача решается с очень структурированным и симметричным материалом, а не в естественных условиях, где предметы неорганизованные и пёстрые

- не выявляет свободную реакцию испытуемого при выявлении понятий, а ограничивает его повторением одной реакции (определить вес фигуры и прочитать её название)

- позволяет только констатировать наличие/отсутствие способности формировать понятие, но не генетический процесс (?);

- Адаптация метода Аха Выготским и Сахаровым

10 ЗДОРОВЫХ И 5 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

- методика двойной стимуляции, кик и у Аха

(стимул-объект: фигура со своими параметрами, стимул-средство: бессмысленное слово)

- Стимульный материал: 20-30 деревянных фигурок разного цвета, формы, размера и высоты. На основании фигуры наклейка с бессмысленным словом: бат/дек/роц/муп

- бат: маленькие и низкие

- дек: маленькие и высокие

- роц: большие и низкие

- муп: большие и высокие

- Проведение эксперимента:

- фигуры с самого начала расставлены хаотично

- Экспериментатор берёт красную маленькую низкую призму и даёт ребёнку прочитать её название «БАТ»

- рассказывает ребёнку, что ЭТО ИГРА КАКОГО-ТО НАРОДА и у всех фигурок своё странное название.

- ЗАДАЧА: сразу (на основе 1 фигурки) найти всех батов (приз обеспечивается)

-> спросить ребёнка, на каком основании он выбрал свои фигуры (дети обычно собирают комплексы)

 

- В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА: ребёнок переворачивает одну из невыставленных фигурок и видит, что сделал ошибку. Откладывает её к другим батам. Т. Е. ПОНЯТИЯ ОСВАИВАЮТСЯ ПОСТЕПЕННО, А НЕ СРАЗУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: