-> ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ БЕССМЫСЛЕННОГО ЗНАКА В ОСМЫСЛЕННОЕ СЛОВО: они приобретают смысл для него; абстрагируется от всех признаков, кроме веса, время реакции сокращается. Он способен отвечать на вопросы об этих выдуманных понятиях и составлять с ними предложения.
- Достоинства:
- позволяет проследить условия возникновения и развитие понятия
- устраняет влияние опыта и возраста (т.к. слова искусственные и одинаково незнакомы ребёнку и взрослому)
- Результаты эксперимента Аха:
- понятие возникает не заучиванием связи слова и предмета (не ассоциативно), а путём решения задачи, которое невозможно без создания понятия
- решение задачи по образованию понятия направляется детерминирующей тенденцией – т.е. целью решить задачу
- Самое главное в образовании понятий – средства (слово). Чтобы понимать, как образуются понятия, нужно изучать функциональное употребление слова.
- НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ АХА:
- задача решается с очень структурированным и симметричным материалом, а не в естественных условиях, где предметы неорганизованные и пёстрые
|
|
- не выявляет свободную реакцию испытуемого при выявлении понятий, а ограничивает его повторением одной реакции (определить вес фигуры и прочитать её название)
- позволяет только констатировать наличие/отсутствие способности формировать понятие, но не генетический процесс (?);
- Адаптация метода Аха Выготским и Сахаровым
10 ЗДОРОВЫХ И 5 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
- методика двойной стимуляции, кик и у Аха
(стимул-объект: фигура со своими параметрами, стимул-средство: бессмысленное слово)
- Стимульный материал: 20-30 деревянных фигурок разного цвета, формы, размера и высоты. На основании фигуры наклейка с бессмысленным словом: бат/дек/роц/муп
- бат: маленькие и низкие
- дек: маленькие и высокие
- роц: большие и низкие
- муп: большие и высокие
- Проведение эксперимента:
- фигуры с самого начала расставлены хаотично
- Экспериментатор берёт красную маленькую низкую призму и даёт ребёнку прочитать её название «БАТ»
- рассказывает ребёнку, что ЭТО ИГРА КАКОГО-ТО НАРОДА и у всех фигурок своё странное название.
- ЗАДАЧА: сразу (на основе 1 фигурки) найти всех батов (приз обеспечивается)
-> спросить ребёнка, на каком основании он выбрал свои фигуры (дети обычно собирают комплексы)
- В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА: ребёнок переворачивает одну из невыставленных фигурок и видит, что сделал ошибку. Откладывает её к другим батам. Т. Е. ПОНЯТИЯ ОСВАИВАЮТСЯ ПОСТЕПЕННО, А НЕ СРАЗУ.