14. Комплексное мышление в психопатологии (шторх?), в языке глухонемых и в филогенезе человека.
- Партиципация – феномен в комплексном мышлении (стадии псевдопонятий), при котором между предметами устанавливается связь тождественности или взаимного влияния, хотя на самом деле между ними нет никакой понятной связи.
Пр: (Леви-Брюль): племя бороро называет себя попугаями арара (они относят себя к тому же комплексу, что и попугаев арара (а не отождествляют себя с ними, как говорит Леви-Брюль, т. к. это мог бы иметь ввиду лишь человек с логическим понятийным мышлением))
- Партиципация – неизбежный результат взаимодействия, переплетения комплексов между собой
- Партиципация у шизофреников (Шторх): вместо абстрактных понятий используют конкретные образы (а это черта более примитивного мышления)
-> таким образом, партиципация всегда свидетельствует о комплексной стадии развития мышления
- ТО ЖЕ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ И В РАЗВИТИИ ЯЗЫКА:
Пример: этимология слов
Слова имеют неожиданное этимологическое происхождение, которое трудно объяснить логически (медведь и бобр – называются бурыми; свинья и женщина означают «родящая»)
|
|
-> потому что создавались эти слова людьми на стадии комплексного мышления
-> из-за этого в языке происходит «борьба» комплексного и понятийного мышления (чернила были так названы, т. к. они входят в комплекс чёрных вещей, однако это не мешает людям с понятийным мышлением говорить о цветных чернилах)
- Глухонемые дети не могут образовать псевдопонятий, т. к. они не общаются со взрослыми и не могут обнаружить в их речи слова для обозначения групп предметов
-> глухонемые дети сами образуют комплексы: зуб = камень = белый