12. Синкретическое мышление.
- характеризует первый этап развития понятий у ребёнка
- Синкретизм – это неупорядоченное объединение предметов в соотв. со впечатлениями ребёнка
- хотя ребёнок знает множество объектов, он не может объединить их одним понятием, т.к. ему не хватает понимания объективных связей между ними – поэтому связывает «всё со всем» на основе своих субъективных впечатлений и ощущений
-На стадии синкретического мышления слова обозначаютименно синкретические множества, а не понятия
- 3 этапа развития синкретических понятий:
1) При помощи метода проб и ошибок образуется синкретический образ: одному слову ставится в соответствие множество объектов
2) большой образ дифференцируется по пространственной и временной близости, воспринимаемой ребёнком (т.е. связь всё ещё субъективная)
3) Новые синкретические группы на основе предыдущих синкретических объединений
- за этими новыми группами уже есть два ряда связей
- но объединены всё ещё по принципу «всё со всем»
- заканчивается синкретический этап образования понятий
13. Комплексное мышление. Типы комплексов.
- Обобщения при комплексном мышлении – это комплексы отдельных предметов, объединённых не только по субъективным впечатлениям, но и на осн. объективных связей между предметами.
-> означает ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА РЕБЁНКА
- В основе комплексов не логические, а фактические связи:
(если фамилия Петровы – комплекс, то только зная, принадлежит ли конкретный человек этой фамилии, можем судить о его принадлежности (не можем вычислить логически)
-> связи в комплексе могут быть очень разнородны (по форме, цвету, размеру и т.д.), а в понятиях связи подчинены логике и равны между собой
- слова перестают быть обозначениями объектов, становятся «фамильными именами», целого комплекса объектов, связанных фактическими связями
- Комплексное мышление есть не только у детей – взрослые также используют комплексы: фамилия – представляет собой комплекс, состоящий из членов семьи
- Типы комплексных систем:
1) Ассоциативный – в основе комплекса любые ассоциативные связи с ядром комплекса (?) (по фактическим сходствам с ядром комплекса: форме, цвету и т.д.)
2) Коллекциативный: разнородные объекты формируют полную коллекцию по к-либо признаку (объекты дополняют коллекцию по к-либо признаку)
В эксперименте: ребёнок собирает предметы разных форм или цветов так, что вместе они образуют коллекцию, представляющую всё разнообразие форм/цветов
- Отличие от групп по ассоциации: каждый элемент коллекции уникален (нет двух треугольников)
- Коллекции тесно связаны с повседневным опытом ребёнка: предметы посуды, предметы одежды
3) Цепной комплекс:
- ребёнок строит цепочку из отдельных объектов на основе к-либо фактической связи
- при этом характер связи между звеньями а-б и б-в может быть разными, т.к. связь между отдельными элементами важнее связи элемента и образца
Пример-эксперимент: ребёнок строит цепочку фигур разного цвета по принципу наличия углов, начиная с жёлтого треугольника. НО в какой-то момент он может переключиться на др. признак и подбирать фигуры уже по цвету.
Пример: ребёнок называет словом «ква»: утку в пруду -> любую жидкость -> молоко в своей бутылочке; монету -> любые круглые предметы
- Самый яркий пример комплекса, т.к. в отл. от понятий здесь нет иерархии элементов, нет ядра комплекса – они все равнозначимы.
4) Диффузный комплекс
- это господствующая форма детского мышления
- признак, по которому объединяются элементы, становится неопределённым
Пр: ребёнок подбирает к треугольнику трапеции, т.к. они напоминают треугольник -> потом квадраты, т.к. они напоминают трапеции
- Отражает неопределённость границ комплексного мышления
- Фактичность связей между предметами всё-ещё остаётся,!НО на этом этапе ребёнок уже пытается рассуждать о предметах вне его личного опыта
-> детские попытки обобщения характеризуются диффузностью
-> ребёнок делает очень рискованные и неожиданные обобщения
5) Псевдопонятия
- Самая частая форма мышления в дошкольном возрасте.
- В чём проявляется переходный характер этапа: с внешней стороны выглядит как понятие, с внутренней (по условиям своего возникновения, по происхождению, по связям, лежащим в основе) – ещё комплекс:
-> как это проявляется: ребёнка просят подобрать к треугольнику все подходящие фигуры и он подбирает только треугольники.
-> внешне кажется, что в основе его выбора лежит понятие о треугольнике, поэтому он подбирает только их
-> но при дальнейшем исследовании обнаруживается, что ребёнок подбирал треугольники по фактическим связям между ними
Что это значит?
- Процесс формирования понятий направляется передаваемыми в общении со взрослым значениями слов, т. е. ОБОБЩЕНИЯМИ (так ребёнку даётся конечный результат процесса развития понятий, по кот. он движется)
-> но в этот момент ребёнок находится на более низкой стадии развития мышления
-> он оперирует усвоенными обобщениями, указывая на тот же предмет, что и взрослый, но понимает их всё ещё КАК КОМПЛЕКСЫ, а значит иначе понимает их значение
(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1: «Если истинное понятие – это рыба, то псевдопонятие – это кит»)
(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2: синонимы: «Луна» и «месяц» обозначают одно и то же, но за каждым словом стоит своё происхождение и значение (Луна – «капризная», «изменяющаяся», месяц – «измеритель». Так и слова взрослого и ребёнка обозначают один предмет, но за ними стоят разные мыслительные операции)
-> из-за внешнего сходства возникают трудности в изучении происхождения понятий («где же развитие, если ещё с детства человек оперирует псевдопонятиями?»)
-> благодаря внешнему сходству понятий и псевдопонятий ребёнок и взрослый понимают речь друг друга






