Синкретическое мышление. На стадии синкретического мышления слова обозначаютименно синкретические множества, а не понятия

12. Синкретическое мышление.

- характеризует первый этап развития понятий у ребёнка

- Синкретизм – это неупорядоченное объединение предметов в соотв. со впечатлениями ребёнка

- хотя ребёнок знает множество объектов, он не может объединить их одним понятием, т.к. ему не хватает понимания объективных связей между ними – поэтому связывает «всё со всем» на основе своих субъективных впечатлений и ощущений

-На стадии синкретического мышления слова обозначаютименно синкретические множества, а не понятия

- 3 этапа развития синкретических понятий:

1) При помощи метода проб и ошибок образуется синкретический образ: одному слову ставится в соответствие множество объектов

2) большой образ дифференцируется по пространственной и временной близости, воспринимаемой ребёнком (т.е. связь всё ещё субъективная)

3) Новые синкретические группы на основе предыдущих синкретических объединений

- за этими новыми группами уже есть два ряда связей

- но объединены всё ещё по принципу «всё со всем»

- заканчивается синкретический этап образования понятий

 

13. Комплексное мышление. Типы комплексов.

- Обобщения при комплексном мышлении – это комплексы отдельных предметов, объединённых не только по субъективным впечатлениям, но и на осн. объективных связей между предметами.

-> означает ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА РЕБЁНКА

- В основе комплексов не логические, а фактические связи:

  (если фамилия Петровы – комплекс, то только зная, принадлежит ли конкретный человек этой фамилии, можем судить о его принадлежности (не можем вычислить логически)

-> связи в комплексе могут быть очень разнородны (по форме, цвету, размеру и т.д.), а в понятиях связи подчинены логике и равны между собой

- слова перестают быть обозначениями объектов, становятся «фамильными именами», целого комплекса объектов, связанных фактическими связями

- Комплексное мышление есть не только у детей – взрослые также используют комплексы: фамилия – представляет собой комплекс, состоящий из членов семьи

- Типы комплексных систем:

1) Ассоциативный – в основе комплекса любые ассоциативные связи с ядром комплекса (?) (по фактическим сходствам с ядром комплекса: форме, цвету и т.д.)

2) Коллекциативный: разнородные объекты формируют полную коллекцию по к-либо признаку (объекты дополняют коллекцию по к-либо признаку)

В эксперименте: ребёнок собирает предметы разных форм или цветов так, что вместе они образуют коллекцию, представляющую всё разнообразие форм/цветов

- Отличие от групп по ассоциации: каждый элемент коллекции уникален (нет двух треугольников)

- Коллекции тесно связаны с повседневным опытом ребёнка: предметы посуды, предметы одежды

3) Цепной комплекс:

- ребёнок строит цепочку из отдельных объектов на основе к-либо фактической связи

- при этом характер связи между звеньями а-б и б-в может быть разными, т.к. связь между отдельными элементами важнее связи элемента и образца

Пример-эксперимент: ребёнок строит цепочку фигур разного цвета по принципу наличия углов, начиная с жёлтого треугольника. НО в какой-то момент он может переключиться на др. признак и подбирать фигуры уже по цвету.

Пример: ребёнок называет словом «ква»: утку в пруду -> любую жидкость -> молоко в своей бутылочке; монету -> любые круглые предметы

- Самый яркий пример комплекса, т.к. в отл. от понятий здесь нет иерархии элементов, нет ядра комплекса – они все равнозначимы.

4) Диффузный комплекс

- это господствующая форма детского мышления

- признак, по которому объединяются элементы, становится неопределённым

Пр: ребёнок подбирает к треугольнику трапеции, т.к. они напоминают треугольник -> потом квадраты, т.к. они напоминают трапеции

- Отражает неопределённость границ комплексного мышления

- Фактичность связей между предметами всё-ещё остаётся,!НО на этом этапе ребёнок уже пытается рассуждать о предметах вне его личного опыта

-> детские попытки обобщения характеризуются диффузностью

-> ребёнок делает очень рискованные и неожиданные обобщения

5) Псевдопонятия

- Самая частая форма мышления в дошкольном возрасте.

- В чём проявляется переходный характер этапа: с внешней стороны выглядит как понятие, с внутренней (по условиям своего возникновения, по происхождению, по связям, лежащим в основе) – ещё комплекс:

-> как это проявляется: ребёнка просят подобрать к треугольнику все подходящие фигуры и он подбирает только треугольники.

-> внешне кажется, что в основе его выбора лежит понятие о треугольнике, поэтому он подбирает только их

-> но при дальнейшем исследовании обнаруживается, что ребёнок подбирал треугольники по фактическим связям между ними

Что это значит?

- Процесс формирования понятий направляется передаваемыми в общении со взрослым значениями слов, т. е. ОБОБЩЕНИЯМИ (так ребёнку даётся конечный результат процесса развития понятий, по кот. он движется)

-> но в этот момент ребёнок находится на более низкой стадии развития мышления

-> он оперирует усвоенными обобщениями, указывая на тот же предмет, что и взрослый, но понимает их всё ещё КАК КОМПЛЕКСЫ, а значит иначе понимает их значение

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1: «Если истинное понятие – это рыба, то псевдопонятие – это кит»)

(ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2: синонимы: «Луна» и «месяц» обозначают одно и то же, но за каждым словом стоит своё происхождение и значение (Луна – «капризная», «изменяющаяся», месяц – «измеритель». Так и слова взрослого и ребёнка обозначают один предмет, но за ними стоят разные мыслительные операции)

-> из-за внешнего сходства возникают трудности в изучении происхождения понятий («где же развитие, если ещё с детства человек оперирует псевдопонятиями?»)

-> благодаря внешнему сходству понятий и псевдопонятий ребёнок и взрослый понимают речь друг друга




double arrow
Сейчас читают про: