- Игра продолжается, пока ребёнок не соберёт всю группу батов и не даст определение этому понятию.
- Отличается от эксперимента Аха: методика ближе к реальным условиям мышления и развития понятий
- стимульный материал пёстрый и несимметричный
- эксперимент проходит В ФОРМАТЕ ИГРЫ и есть ПРИЗ
- задача развёрнута с самого начала (не нужно выявлять значения понятий)
- вместо периода заучивания понятия постепенно вводятся в эксперимент, в случае ошибки не снова заучивание – а пробы и ошибки
-> по этим пробам мы можем судить о реакции ребёнка и о том, в какой степени он овладел неизвестным словом, а при простом возвращении к повторению – нет
11. Основные этапы развития понятий: общая характеристика.
- Процессы, участвующие в развитии понятий, возникают в детстве, но полностью развиваются к подростковому возрасту.
- В центре развития интеллектуальных функций подростка, в т. ч. развития понятий – опосредующая роль знака (слова)
-> образование понятий не сводится к ассоциативной связи объекта и слова
|
|
- На каждом этапе образования понятий весь опыт ребёнка систематизируется:
- устанавливаются связи между впечатлениями
- предметы объединяются или обобщаются
- Основные этапы:
1) Синкретизм, образование неоформленного и неупорядоченного множества
- ребёнок не может объединить объекты одним понятием – поэтому связывает «всё со всем» в единый образ
- также ребёнок начинает поэтапно выучивать слова для общения со взрослыми:
1) вначале образуется единый синкретический образ: одному слову ставится в соответствие множество объектов
2) большой образ дифференцируется на маленькие по пространственной и временной близости, воспринимаемой ребёнком
3) завершается образование малых синкретических групп. Заканчивается синкретический этап образования понятий.
2) Образование комплексов
- Синкретические группы переформируются в комплексы конкретных предметов, объединённых не по впечатлениям ребёнка, а одним и тем же способом
- комплекс отличается от понятия многообразием связей: в понятиях связи между предметами тождественны
- пример: фамилия – представляет собой комплекс, состоящий из членов семьи
3) Развитие расчленений
- начинается ещё до формирования комплексов-псевдопонятий
- противоположность связыванию: способность изолировать элементы опыта от всех образованных им связей
- этапы развития расчленения:
1) ребёнок вычленяет те признаки объекта, которые явл. наиболее характерными и привлекают его внимание
2) образование потенциальных понятий: группа объектов объединяется по выделенным признакам
|
|
- СУЩЕСТВУЕТ И У ЖИВОТНЫХ: эксперимент Кёлера: однажды додумавшись, что палкой можно сбить банан, обезьяна распространяет это свойство на все подходящие орудия
- потенциальные понятия – основа развития слов, т.к. слова образуются по тому же принципу
4) образование истинных понятий: расчленённые признаки вновь объединяются
- СЛОВО – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИСТИННЫХ ПОНЯТИЙ
- направляет внимание ребёнка на опр. признаки
- помогает синтезировать признаки в единство
- СЛОВО ПОМОГАЕТ СОВЕРШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ – ЭТИМ ПОНЯТИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОМПЛЕКСА