Игра продолжается, пока ребёнок не соберёт всю группу батов и не даст определение этому понятию

- Игра продолжается, пока ребёнок не соберёт всю группу батов и не даст определение этому понятию.

- Отличается от эксперимента Аха: методика ближе к реальным условиям мышления и развития понятий

- стимульный материал пёстрый и несимметричный

- эксперимент проходит В ФОРМАТЕ ИГРЫ и есть ПРИЗ

- задача развёрнута с самого начала (не нужно выявлять значения понятий)

- вместо периода заучивания понятия постепенно вводятся в эксперимент, в случае ошибки не снова заучивание – а пробы и ошибки

-> по этим пробам мы можем судить о реакции ребёнка и о том, в какой степени он овладел неизвестным словом, а при простом возвращении к повторению – нет

11. Основные этапы развития понятий: общая характеристика.

- Процессы, участвующие в развитии понятий, возникают в детстве, но полностью развиваются к подростковому возрасту.

- В центре развития интеллектуальных функций подростка, в т. ч. развития понятий – опосредующая роль знака (слова)

-> образование понятий не сводится к ассоциативной связи объекта и слова

- На каждом этапе образования понятий весь опыт ребёнка систематизируется:

- устанавливаются связи между впечатлениями

- предметы объединяются или обобщаются

- Основные этапы:

1) Синкретизм, образование неоформленного и неупорядоченного множества

- ребёнок не может объединить объекты одним понятием – поэтому связывает «всё со всем» в единый образ

- также ребёнок начинает поэтапно выучивать слова для общения со взрослыми:

1) вначале образуется единый синкретический образ: одному слову ставится в соответствие множество объектов

2) большой образ дифференцируется на маленькие по пространственной и временной близости, воспринимаемой ребёнком

3) завершается образование малых синкретических групп. Заканчивается синкретический этап образования понятий.

2) Образование комплексов

- Синкретические группы переформируются в комплексы конкретных предметов, объединённых не по впечатлениям ребёнка, а одним и тем же способом

- комплекс отличается от понятия многообразием связей: в понятиях связи между предметами тождественны

- пример: фамилия – представляет собой комплекс, состоящий из членов семьи

3) Развитие расчленений

- начинается ещё до формирования комплексов-псевдопонятий

- противоположность связыванию: способность изолировать элементы опыта от всех образованных им связей

- этапы развития расчленения:

1) ребёнок вычленяет те признаки объекта, которые явл. наиболее характерными и привлекают его внимание

2) образование потенциальных понятий: группа объектов объединяется по выделенным признакам

- СУЩЕСТВУЕТ И У ЖИВОТНЫХ: эксперимент Кёлера: однажды додумавшись, что палкой можно сбить банан, обезьяна распространяет это свойство на все подходящие орудия

- потенциальные понятия – основа развития слов, т.к. слова образуются по тому же принципу

4) образование истинных понятий: расчленённые признаки вновь объединяются

 - СЛОВО – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИСТИННЫХ ПОНЯТИЙ

- направляет внимание ребёнка на опр. признаки

- помогает синтезировать признаки в единство

- СЛОВО ПОМОГАЕТ СОВЕРШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ – ЭТИМ ПОНЯТИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОМПЛЕКСА

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: