Теоретические аспекты качества продукции предприятия как фактора его конкурентоспособности

 

1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции и предприятия

 

 

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе подобное столкновение интересов получило название конкуренция. Конкуренция (лат.сoncurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [12,с.46].

Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность [29,с.200]. Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [7,с.358].

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной, хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Однако существуют различные трактовки определения «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами, они представлены в таблице 1.1.1.

 

Таблица 1.1.1 - Определение понятия «конкурентоспособность» разными авторами

Автор Определение
Донцова Л.В. Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности.
Фатхутдинов Р.А. Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Сергеев И.В. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.
Миронов М.Г. Конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента.

Вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она не является таковой. Из данных трактовок видно, что в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период, при изменившемся спросе на рынке и изменившейся внешней среды, – не конкурентоспособным. То есть, конкурентоспособность предприятия – это критерий, который зависит от многих факторов и меняется с течением времени [17,с.197].

Конкурентоспособность предприятия в первую очередь основана на конкурентоспособности производимой продукции, товаров или услуг. Продукция – это те материальные или нематериальные активы, которые были созданы производителем при осуществлении производственного процесса, причем на них были затрачены определенные ресурсы, повлиявшие на ее себестоимость.

Конкурентоспособность продукции, товара или услуги, показывает степень притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данной продукции, товара или услуги на конкретном рынке в определенный период времени. Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим), как и представлено на рисунке 1.1.1.

Рисунок 1.1.1 – Классификация параметров, определяющих конкурентоспособность продукции предприятия

 

Таким образом, первостепенно - определяющим и необходимым фактором конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции, товаров и услуг. Конкурентоспособность продукции – многоаспектное понятие. Сущность конкурентоспособности продукции заключается в превосходном качестве ее свойств, удовлетворяющих потребности человека в данный период времени в условиях конкуренции.

Под конкурентоспособностью предприятия, на наш взгляд понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать конкуренсосбносную продукцию, товары и услуги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: