Современная экономика предъявляет новые требования к качеству российских производителей, являясь важнейшим показателем их конкурентоспособности.
Система управления качеством - это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих при управлении качеством с помощью материально-технических и информационных средств [28].
Система управления качеством продукции предполагает реализацию основных функций управления качеством, представленных в Приложении А.
Высокое качество услуги может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства, при минимальных затратах. Поскольку взаимосвязь и взаимодействие элементов определяют свойства образуемой ими системы, совокупность становится системой лишь тогда, когда отсутствие или нарушение места, или функции одного из составляющих оказывает влияние на какое–либо из свойств, характеризующих качество совокупности в целом [20].
Менеджмент качества основан на следующих принципах, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:
– качество является – неотъемлемым элементом любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
– качество является требованием потребителя, а не изготовителя;
– ответственность, которую несут за качество, должна быть адресной;
– для того чтобы объективно улучшить качество требуются новые технологии;
– только весь персонал организации может улучшить качество;
– эффективнее контролировать процесс, а не его результат;
– политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия [31].
Важными принципами построения системы управления качеством являются:
- инновационный подход к решению проблем качества;
- предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;
- установление требований к качеству, нормирование и контроль над выполнением установленных норм;
- наличие стратегической и тактической программ TQM;
- учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;
- учет системного характера качества (совокупность свойств);
- продуктовый подход к управлению качеством (разработка системы применительно к конкретным видам);
- охват всех стадий жизненного цикла (принцип «петли качества») [30].
В системе управления качеством на предприятии в настоящее время решаются три задачи. Первая связана с обеспечением качества, которая удовлетворяет требования потребителя. Для этого в управлении качеством используют технические, организационные и управленческие инструменты.
В зависимости от состояния функционирования экономической среды система менеджмента качества (далее – СМК) целесообразно разделять, жесткие и гибкие. Жесткая СМК идентифицирует и управляет ламинарными информационными процессами по качеству организации, а гибкая СМК – турбулентными информационными процессами качества по законам турбо менеджмента.
В жесткой СМК управленческие и корректирующие решения, как правило, централизованы, акцент сделан на стандартизацию и формализацию процедур и процессов. В отличие механической, органической (гибкой) СМК считается та, которая допускает быструю адаптацию к изменяющимся турбулентным институционально-синергетическим условиям. Это, в свою очередь, предполагает возникновение комплементарного взаимодействия блоков механизма проектирования гибкой (органической) СМК, децентрализацию принятия решений, использование широкого спектра интегрирующих механизмов.
Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, сформированные высшим руководством.
С точки зрения А.А. Байчуриной и Т.Е. Брагиной показатели качества выпускаемой продукции отражаются в стандартах предприятий и технических условиях. Авторы выделяют следующие системы показателей: обобщающие, индивидуальные (единичные) и косвенные [7]. К обобщающим показателям относят те, которые дают характеристику общего уровня качества всех производимых предприятием продуктов, например, удельный вес новой продукции в общем объеме ее выпуска, средний коэффициент сортности, удельный вес сертифицированной продукции и т. д. Индивидуальные, или единичные, показатели характеризуют, одно из свойств, продукции. Под косвенными показателями понимают штрафы за некачественную продукцию, доля и объем забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции и другие.
Таким образом, системой управления качеством продукции называют программу постоянно действующих мер по обеспечению высокого качества продукции. Система управления качеством продукции имеет, как и производство, многоуровневую организацию (объединение - предприятие - цех - участок - бригада), где каждый отдел или служба предприятия осуществляют свою задачу управления качеством.






