СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основные понятия: вектор, операции над векторами и их свойства. 6
2. Элементарные задачи, решаемые с помощью векторной алгебры.. 18
2.1. Определение положения точки при помощи радиуса-вектора. 18
2.2. Деление отрезка в данном отношении. 19
2.3. Приложения формулы деления отрезка в данном отношении. 21
2.4. Теорема Менелая. 23
2.5. Проективное построение 4-ой гармонической точки. 26
2.6. Параметрическое задание прямой. 28
3. Решение задач и теорем планиметрии с использованием векторной алгебры.. 33
3.1. Афинные операции над векторами. 33
3.2. Модуль вектора. Операция поворота вектора на угол . 35
2.3. Скалярное и косое произведение векторов. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Векторы - достаточно «молодой» вопрос, включенный в курс геометрии со второй половины ХХ столетия. Отвечая потребностям физики, геодезии, географии и ряду других наук, векторы превратились в мощный метод решения задач и доказательства теорем. Они служат одним из способов установления связи линейных и угловых величин наряду с тригонометрическими функциями, также связи алгебры с геометрией.
|
|
Векторы имеют широкое применение в различных разделах математики, например, в элементарной, аналитической и дифференциальной геометрии, в теории поля. Векторная алгебра широко используется во многих разделах физики и механики, в кристаллографии, геодезии. Без векторов немыслима и не только классическая математика, но и многие другие науки.
В данной работе особый акцент делается на применении векторной алгебры, на решении задач планиметрии как стандартных, так и повышенной сложности. В каждой главе приводится краткие, но исчерпывающие теоретические сведения и разбираются разнообразные примеры.
Изучение векторов на плоскости позволяет реализовать в курсе геометрии межпредметные и внутрипредметные связи, способствует систематизации знаний, обогащению опыта поиска решений задач, так как предоставляет новый векторный метод решения, в частности, планиметрических задач. Изучение векторного метода представляет собой своеобразный познавательный интерес, так как на его основе можно в дальнейшем ввести координаты на плоскости.
Традиционный курс геометрии подразделяется на планиметрию и стереометрию, в связи с этим векторы изучаются дважды - сначала на плоскости, затем в пространстве. Н.Л. Стефанова отмечает нецелесообразность подобной дифференциации, так как происходит дублирование некоторых вопросов. Автор указывает два выхода из сложившейся ситуации:
В геометрии существуют различные трактовки определения вектора, с которыми мы познакомимся в рамках исследования, выделен круг задач, решаемых векторным методом. Данный метод является одним из эффективных методов решения геометрических задач и обладает высоким потенциалом, способствующим умственному развитию школьников, однако изучение этой темы в школьном курсе геометрии крайне ограничено по времени.
|
|
Все вышеприведенные аргументы определяют актуальность темы исследования.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей применения векторного метода к решению задач планиметрии.
Объект исследования: процесс решения задач планиметрии.
Предмет исследования: методика применения векторной алгебры при решении задач планиметрии.
Цель исследования: выявить методические особенности решения задач планиметрии с использованием методов векторной алгебры.
Задачи исследования:
1. Выявить различные подходы к определению понятия «вектор».
2. Проанализировать методы применения векторной алгебры при решении задач планиметрии.
3. Выявить сущность векторного метода и проиллюстрировать его применение к решению задач.
Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования: анализ учебно-методической литературы, работ по истории математики, примерных образовательных программ, нормативных актов, самостоятельное решение задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате выявлены методические особенности обучения векторному методу в курсе планиметрии.
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации по обучению векторному методу и разработанная система упражнений, которые могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений.