Философия во плоти. New York: Basic Books, 1999. 551-568

(Lakoff, George, Johnson, Mark. Philosophy in the Flesh. The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought.

New York: Basic Books, 1999. 551-568)

Мы – философские животные. Мы единственные известные нам животные, которые способны спрашивать, и даже иногда объяснять, почему что-то происходит так, а не иначе. Мы единственные животные, задумывающиеся о смысле собственного существования и постоянно переживающие о любви, сексе, работе, смерти, нравственности. И, кажется, мы единственные животные, критически размышляющие о своей жизни с целью изменить своё поведение.

Философия, поэтому, имеет для нас значение главным образом потому, что она помогает нам осмысливать и улучшать нашу жизнь. Достойной наших усилий будет лишь та философия, что проясняет нам, кто мы есть, как мы воспринимаем мир, как мы должны жить.

Движущей силой нашего поиска смысла является наша потребность знать самих себя: кто мы, как работает наше сознание, что мы можем, а что не можем изменить, что есть добро и зло. Именно здесь когнитивная наука позволяет философии осознать свою важность и полезность, благодаря тому, что она обеспечивает нас знаниями о таких явлениях, как понятия, язык, разум, чувство. Поскольку всё, что мы думаем, говорим и делаем, зависит от работы нашего воплощённого сознания, когнитивная наука является одним из наших сильнейших инструментов для самопознания. Такова руководящая идея моего сочинения.

Эмпирически ответственная философия.

Вопрос ясен: выбираете ли вы эмпирическую ответственность или априорные философские установки? Большая часть наших представлений о философии и большая часть наших мнений о жизни будет зависеть от вашего ответа.

Мы высказываемся в пользу эмпирически ответственной философии – философии, формируемой непрекращающимся критическим поиском, опирающимся на наилучшие доступные эмпирические данные. Мы предлагаем диалог между философией и когнитивной наукой. В идеале они должны развиваться рука об руку, во взаимном обогащении.

Философский профессионализм необходим, если мы желаем иметь честную науку. Наука не способна сохранять критическое отношение к себе без серьёзного знакомства с философией и альтернативными философиями. Учёные должны осознавать, в какой мере скрытые априорные допущения влияют на их научные результаты. Этот важный урок мы выучили на примере первого поколения когнитивной науки, когда мы видели, насколько аналитическая философия вторгалась в начальную концептуализацию того, какой быть когнитивной науке.

С другой стороны, философия, чтобы быть ответственной, не может просто изобретать теории сознания, языка, других аспектов человеческой жизни без серьёзного привлечения и осмысления огромного материала, получаемого научными исследованиями. В противном случае, философия всего лишь рассказывает сказки, является сочинением повествований, несвязанных с реальностью человеческой телесности и познания. Если мы действительно хотим познать себя, философия с необходимостью вынуждена пребывать в диалоге с науками о сознании.

 

Почему для философии важна эмпирическая ответственность.

Эмпирическая ответственность философии значима, поскольку она обеспечивает лучшее самопонимание. Она предоставляет большую возможность проникнуть в то, кто мы есть, и что означает быть человеком. Фундаментальным был переход от бестелесного разума к воплощённому сознанию. Это сочинение показывает лишь малую долю драматичности того перехода. Но это только начало. Чтобы понять преобразующее воздействие использования когнитивной науки в философии, рассмотрим три темы: что есть личность, что есть эволюция, что означает для духа быть воплощённым. Что есть личность.

Мы начали с заявления о том, что члены нашей культуры унаследовали ложные философские взгляды на то, что есть личность. Это не только взгляды профессиональных философов, они широко распространены, влияют на каждый аспект нашей жизни от нравственности до политики, религии, медицины, экономики, образования и т.п. Они настолько усвоены, что мы почти не замечаем их влияния на нашу жизнь.

Сейчас мы можем рассмотреть в деталях, какова традиционная западная концепция личности, и чем её следует заменить. Многое прояснится при соположении двух этих концепций. Мы не те, кто, как мы думали, мы есть. То, что мы делаем, не то, что мы, как мы думаем, делаем.

Вот сравнительная модель. Стоит задуматься, какова была бы ваша жизнь, если бы ваше представление о том, кто вы есть, изменилось таким образом.




double arrow
Сейчас читают про: