Традиционное западное представление о личности. Бестелесный Разум

Объективный мир: мир обладает уникальной категориальной структурой, независимой от сознания, тела, мозга человека.

Универсальный Разум: существует Универсальный Разум, соответствующий рациональной структуре мира, он использует универсальные понятия, соответствующие объективным категориям мира. И понятия, и разум независимы от сознания, тела, мозга человека.

Бестелесный человеческий разум: человеческий разум есть способность человеческого сознания использовать некоторую долю Универсального Разума. Разумение может осуществляться человеческим мозгом, но его структура определена Универсальным Разумом, независимым от человеческого тела и мозга. Человеческий разум, поэтому, есть разум бестелесный.

Объективное знание: мы можем получать знание о мире посредством использования Универсального Разума и универсальных понятий.

Человеческая природа: сущность человека, – то, что отличает нас от животных, – это наша способность использовать Универсальный Разум.

Психология способностей: поскольку человеческий разум бестелесен, он отделён и независим от всякой телесной активности: ощущения, движения, чувств, эмоций и т.п.

Буквальный Разум.

Буквальные понятия: объективное знание и объективная истина требуют, чтобы универсальные понятия соответствовали объективным свойствам мира. Такие понятия должны быть буквальными, т.е. способными напрямую соответствовать свойствам мира.

Монолитные концептуальные системы: всякая концептуальная система, способная буквально соответствовать миру, должна быть недвусмысленной и непротиворечивой.

Универсальная рациональность целей-средств: Универсальный Разум позволяет рассчитывать, как максимизировать наши выгоды совершенно буквально. Так что, люди имеют возможность быть максимизаторами собственной выгоды.

Радикальная свобода.

Свободная воля: воля есть применение разума к деятельности. Поскольку человеческий разум бестелесен, – т.е. свободен от ограничений телесности, – воля радикально свободна. Так что, воля может преодолеть телесное влияние желаний, чувств, эмоций.

Сознательный разум: разум обладает самосознанием. В противном случае, несознательный разум определял бы нашу деятельность, и воля не была бы совершенно свободна.

Объективная нравственность.

Объективная универсальная нравственность: нравственность объективна, существуют абсолютные добро и зло, независящие от ситуации.

Рациональная универсальная нравственность: нравственность также рациональна, она есть система универсальных принципов (нравственных законов), выводимых либо из универсального понятия «блага», либо из самого Универсального Разума.

 

Такое понимание личности предполагается в большинстве западных религий. В иудеохристианской традиции Универсальный Разум есть разум Бога, которому могут быть причастны люди. «Местом» самосознания и разума является душа. Поскольку душа отделена от тела и неподвержена физическим ограничениям, считается, что она продолжает жить после смерти тела. Бог даёт нравственные заповеди. Они рациональны, поскольку проистекают из божественного разума. Поскольку люди причастны божественному разуму, они могут постичь эти нравственные законы. Поскольку люди обладают радикально свободной волей, они способны выбрать следовать или нет нравственным законам. Сильная воля должна преодолеть все искушения нарушить нравственные законы.

Этот же взгляд на личность лежит в основе традиционного европейского деления на естественные и гуманитарные науки. Подчинённое физическим законам можно изучать научно – физический мир, в том числе биологию. Но сознание, будучи радикально свободным и независимым от законов физической причинности, не считается открытым научному исследованию. Иная – «интерпретативная» – методология, предположительно, необходима для наук о человеке. По этой причине когнитивную науку не принимают всерьёз в рамках традиционных гуманитарных областей изучения.

Традиционный западный взгляд на личность противоречит по каждому пункту фундаментальным результатам нейрофизиологии и когнитивной науки, которые мы обсуждаем. Действительный человек не обладает ни раздельными сознанием и телом, ни Универсальным Разумом, ни исключительно буквальной концептуальной системой, ни монолитным непротиворечивым мировоззрением, ни радикальной свободой.

Концепция воплощённой личности.

Со времён Сократа главным воззванием философии было: «познай самого себя». Чтобы познать свою индивидуальность, мы должны познать, что мы есть как человеческие существа. Вот новый взгляд на личность, складывающийся на основе всех результатов науки.

Воплощённый разум.

Воплощённые понятия: наша концептуальная система укоренена в (основана на работе нейронов) и принципиально сформирована через наши персептивные и моторные системы.

Концептуализация только через тело: мы можем формировать понятия только благодаря телу. Поэтому, всякое возможное понимание о мире, самих себе и других может быть выражено только в понятиях, сформированных нашими телами.

Базовые понятия: такие понятия опираются на наши системы ощущения, воображения, движения для описания нашего оптимального функционирования в повседневной жизни. На этом уровне мы максимально в контакте с реальностью, которая нас окружает.

Воплощённый разум: главные формы рациональной индукции являются частным случаем сенсомоторной индукции.

Воплощённые истина и знание: поскольку наши идеи выражаются в рамках наших бессознательных воплощённых концептуальных систем, истина и знание зависимы от воплощённого понимания.

Воплощённое сознание: поскольку и понятия, и разум происходят из сенсомоторной системы и опираются на неё, сознание не является отдельным или независимым от тела. Поэтому, классическая психология способностей неверна.

Метафорический разум.

Первичная метафора: субъективный опыт и суждения связаны в нашей повседневной активности с сенсомоторным опытом настолько, что они становятся нейронной связью. Первичная метафора есть активация этих нейронных связей, позволяющая сенсомоторной индукции структурировать концептуализацию субъективных опыта и суждений.

Метафорическое мышление: концептуальные метафоры обеспечивают использование сенсомоторной индукции для абстрактной концептуализации и абстрактного разума. Именно благодаря такому механизму разум является воплощённым разумом.

Абстрактный разум: позволяя нам проектировать за пределы базового опыта, концептуальная метафора делает возможным науку, философию, все другие формы абстрактного теоретического мышления.

Концептуальный плюрализм: поскольку концептуальные метафоры, прототипы и т.п. структурируют абстрактные понятия многообразно, мы имеем плюралистическую концептуальную систему, со множеством непоследовательных и противоречивых способов структурирования абстрактных понятий.

Отсутствие универсальной рациональности целей-средств: поскольку мы мыслим, используя многочисленные метафоры и прототипы, во многих случаях просто не существует ясной выгоды и недвусмысленного «собственного интереса» личности, которые можно максимизировать. Так что, не существует универсальной рациональности целей-средств, могущей всегда рассчитать, как максимизировать то, что обычно не имеет чёткой формы – чей-то предположительно объективный «интерес». Потому, люди не могут быть преследующими свою выгоду максимизаторами.

Ограниченная свобода.

Бессознательный разум: большая часть нашего мышления происходит ниже уровня сознания.

Автоматическая концептуализация: поскольку наши концептуальные системы представлены в нейронах нашего мозга достаточно устойчивым образом, и поскольку большая часть мышления происходит автоматически и бессознательно, мы не контролируем большую часть того, как мы концептуализируем ситуации и думаем о них.

Трудность концептуального изменения: поскольку наши концептуальные системы большей частью бессознательны и закреплены в нейронных связях, концептуальные изменения оказываются в лучшем случае замедленными и затруднительными. Мы не можем свободно изменить наши концептуальные системы по желанию.

Воплощённая воля: поскольку разум воплощён, и поскольку воля есть разум, примененный к деятельности, наша воля не способна преодолеть ограничения, связанные с телесностью.

Воплощённая нравственность.

Отсутствие «высшей» нравственности: наши понятия о том, что нравственно, подобно всем прочим нашим понятиям, проистекают из особой природы воплощённого человеческого опыта. Наши понятия о нравственности не могут быть объективными или происходить от «высшего источника».

Метафорическая нравственность: нравственные понятия в большинстве своём метафоричны, основаны на нашем опыте благополучия и семьи.

Плюрализм нравственных систем человека: поскольку концептуальная система каждого содержит множество моральных метафор, некоторые из которых противоречат друг другу, каждый из нас имеет в себе нравственный плюрализм.

 




double arrow
Сейчас читают про: