Духовный опыт телесен. Намётки духовного в когнитивном

Если не существует бестелесного сознания или души, то тогда что является «местом» духовного опыта, которым обладали многие в разных культурах по всему миру? Такой опыт может быть только телесным. Он должен быть следствием того, что происходит в нашем теле и мозге. Как именно тело и мозг обеспечивают духовный опыт является особым эмпирическим вопросом для когнитивной науки и выходит за рамки данного сочинения.

Но следует начать, однако, с гораздо более простого вопроса, хотя и очень важного. В нашей культуре понятие духовности главным образом определялось через развоплощение и трансцендентность по отношению к нашему миру. Необходимо альтернативное понимание воплощённой духовности, которая, по крайней мере, сможет отдать должное тому, что люди реально испытывают.

В каком смысле трансцендентности можно придать воплощённость? Как нам следует понимать наше ощущение себя частью большего всеобъемлющего целого, нашу экстатическую сопричастность, сопровождающуюся трепетом и благоговением, этому целому и нашу нравственную вовлечённость, связанную с таким переживанием? Где же можно обнаружить таинство в духовном опыте, если он телесен? И что будет здесь откровением? Наконец, что станется с понятием Бога в воплощённой духовности?

Намётки духовного в когнитивном.

Воплощённое сознание является частью живущего тела и зависит в своём существовании от тела. Свойства сознания не являются чисто ментальными: они изначально сформированы благодаря телу и мозгу, а также определяются повседневным функционированием тела и мозга. Воплощённое сознание таким образом вполне посюсторонне. Наша плоть неотделима от того, что Мерло-Понти назвал «плотью мира», а Дэвид Абрам «миром, большим, нежели человеческий». Наше тело теснейшим образом связано с тем, по чему мы ходим, на чём сидим, чего касаемся, что пробуем, обоняем, видим, вдыхаем, и внутри чего движемся. Наша телесность есть часть телесности мира.

Сознание не только телесно, но и страстно, вожделеюще, социально. Оно существует в культуре и не может быть вне её. Оно имеет историю, оно развивалось и взрослело, и может развиваться далее. Оно имеет бессознательные аспекты, скрытые от прямого взгляда и известные только опосредованно. Лишь сознательную сторону мы принимаем за нас самих. Его концептуальная система ограниченна, существует множество того, что оно не только не способно постичь, но даже помыслить. Но его концептуальная система инструментальна: оно способно формировать новые понимания, прозрения.

Важнейшей функцией воплощённого сознания оказывается эмпатия. С рождения мы обладаем способностью подражать другим, живо представлять себя другим человеком, делать то же, что и этот другой человек, испытывать то же, что и этот человек. Способность к проективному воображению является жизненно значимым когнитивным умением. С точки зрения опыта, она оказывается формой «трансцендентности». Благодаря ей можно испытать нечто сходное с «выходом из своего тела», и однако это совершенно телесная способность.

Напомним (гл. 3), что во время сна активируются моторные программы высокого уровня в нашем мозге и связываются с нашими визуальными системами, хотя их воздействие на наши мышцы оказывается перекрытым. Готовясь подражать, мы эмпатически представляем себя в теле другого, когнитивно симулируем движения другого. Такая когнитивная симуляция, когда «реальна», становится действительной активацией моторных программ с запретом их воздействия на наши мышцы, что создаёт «ощущение» движения без самого движения. Опыт такого «ощущения» есть форма эмпатической проекции. Здесь нет ничего мистического. Это просто то, как мы подражаем. И однако такой распространённый опыт является формой «трансценденции», формой бытия в другом.

Эмпатическое проективное воображение составляет важнейшую часть того, что всегда именовалось духовным опытом. Медитативные традиции тысячелетиями развивали техники для его достижения. Сосредоточение внимания и эмпатическая проекция – вполне известные когнитивные способности, которые при должной тренировке могут усилить наше ощущение присутствия в мире.

В рамках нравственной модели Воспитывающего Родителя способность к эмпатической проекции, её развитие в ребёнке требует особого внимания. Эмпатия – сконцентрированный воображаемый опыт другого – является необходимым условием модели воспитывающей нравственности. Эмпатия связывает нравственные ценности и духовный опыт.

Эмпатическая проекция может быть осуществлена не только в отношение других людей, но и животных. Владельцы домашних животных часто идентифицируются с опытом своих питомцев. Этологи, близко наблюдая за животными, вырабатывают способность чувствовать в собственном теле то, что делают наблюдаемые ими животные. Наше восхищение животными, которых мы видим в естественной среде – бегущий койот, парящий орёл, играющий дельфин, агрессивная сойка, величаво ныряющий кит – связано с тем, что мы сами чувствуем некое ощущение бега, парения, игры или ныряния. Шаманы в туземных культурах по всему миру тщательно наблюдают за животными, эмпатически «становясь» животными, а ритуальные практики во множестве туземных религий применяют движения животных для достижения экстатического опыта, опыта пребывания в теле существа совершенно другого вида.

 




double arrow
Сейчас читают про: