Скалярное произведение векторов.
Определение 1.2: Скалярным произведением двух векторов
и
называется число, равное произведению модулей этих векторов на косинус угла между ними.
·
=|
|·|
|·
(
^
)
Свойства скалярного произведения:
Теорема 1.2: Равенство нулю скалярного произведения есть условие перпендикулярности двух векторов.
·
=0 <=>

Доказательство:
·
=|
|·|
|·cos(
^
)=0 <=>
<=>
<=>
.
Теорема 2.2: Выражение скалярного произведения через прямоугольные координаты.
Если вектор
(
),
(
) в базисе
, то
·
= 

Доказательство:
=
,
= 
ОАВ => 
=>

Что и требовалось доказать.
Теорема 3.2: Скалярное произведение подчиняется коммутативному, ассоциативному и распределительному законам.
выполняется:
(коммутативный закон)
(ассоциативный закон)
(распределительный закон)
Доказательство: (методом координат)
,
,
, В(
)
(по теореме 2.2)=
(коммутативный закон для чисел)= 


Направления практического использования скалярного произведения:
В физике: работа силы
по прямолинейному перемещению материальной точки А в точку В.

В геометрии: в решении геометрических задач на нахождение длин отрезков, углов между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями, и в доказательстве перпендикулярности прямых, плоскостей, прямой и плоскости. На нахождение угла между скрещивающимися прямыми, в решении наиболее трудных задач.
Общий подход к решению задач с помощью векторов:
Задачи, в тексте которых о векторах не говорится, но которые эффективно решаются с помощью векторов, называются содержательными. Их можно разбить на два вида: аффинные и метрические. Аффинные – это те, которые решаются без использования скалярного произведения векторов, а метрические решаются с помощью скалярного произведения векторов. К аффинным задачам можно отнести: задачи на доказательство параллельности прямых, прямой и плоскости, задачи на нахождение отношений длин отрезков, лежащих на одной прямой или параллельных. К метрическим относятся задачи на доказательство перпендикулярности прямых, на нахождение углов, на нахождение длин отрезков.
Метод векторов включает этапы:
1. Обоснование возможности решения задачи с помощью векторов.
2. Выбор базиса (для плоских фигур - два неколлинеарных вектора, для неплоских - три некомпланарных вектора).
3. нахождение разложений нужных векторов по выбранному базису
4. Обоснование утверждений задачи (сравнение разложений нужных векторов для аффинной задачи, нахождение скалярного произведения для метрической).
Замечание: Реализация первого этапа состоит в переводе заключения (утверждения) задачи на язык векторов.
Так, например, доказательство теоремы о пересечении медиан треугольника методом векторов сведется к обоснованию равенства между векторами, где
:
:
:


1. 
2. 
1) 
2) B(
)
3)
(1)
(2)
(3)
(1), (2), (3)=>
.






