1. Состояние тонкой моторики.
Кинестетический праксис: При первичном обследовании 100% детей справились с заданием на 1 балл. При итоговом – 80% справились на 2 балла, и только 20% по-прежнему на 1 балл.
Рисунок 1. Кинестетический праксис. Первичный мониторинг.
Рисунок 2. Кинестетический праксис. Итоговый мониторинг.
Динамический праксис. При первичном обследовании 100% детей справились с заданием на 1 балл. При итоговом мониторинге 60% справились на 2 балла, 40% детей по-прежнему на 1 балл.
Рисунок 3. Динамический праксис. Первичный мониторинг.
Рисунок 4. Динамический праксис. Итоговый мониторинг.
Реципрокная координация движений.
При первичном обследовании 90% детей справились с заданием на 1 балл, а 10% - на 2 балла. При итоговом мониторинге 80% справились на 2 балла, 20% детей по-прежнему на 1 балл.
Рисунок 5. Реципрокная координация движений. Первичный мониторинг.
Рисунок 6. Реципрокная координация движений. Итоговый мониторинг.
2. Состояние зрительногогнозисаи пространственных представлений.
Зрительный гнозис. При первичном обследовании 100% детей справились с заданием на 1 балл. При итоговом мониторинге 90% детей по-прежнему справились на 1 балл, только 10% детей справились на 2 балла.
Рисунок 7. Зрительный гнозис. Первичный мониторинг.
Рисунок 8. Зрительный гнозис.Итоговый мониторинг.
Оптико-пространственная деятельность. При первичном обследовании 100% детей справились с заданием на 1 балл. При итоговом мониторинге 60% детей по-прежнему справились на 1 балл, а 40% детей справились на 2 балла.
Рисунок 9. Оптико-пространственная деятельность. Первичный мониторинг.
Рисунок 10. Оптико-пространственная деятельность. Итоговый мониторинг.
Помимо вышеперечисленных методик были использованы методы и методики, не имеющие точных шкальных оценок, но, тем не менее, дающие представления о результативности коррекционно-развивающей деятельности.
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности осуществлялось по результатам проведения методик: Доски Сегена, разрезные картинки.
Доски Сегена используются для исследования сформированности наглядно-действенных форм мышления, специфики конструктивной деятельности, позволяют анализировать сформированность представлений о форме, особенности зрительно-пространственной ориентировки. Методика даёт возможность оценить доступность простых целенаправленных действий, обучаемость.
Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки, точно соответствующие пазам. Материал методики включает 5 досок.
Ребёнку показывают доску с уложенными в неё вкладками, затем высыпают их на стол, перемешивают и жестом, сопровождаемым простыми словами, предлагает вложить все кусочки на свои места.
Оценка. Оценивается уровень доступной сложности при выполнении задания (соотнесение формы фигуры и паза, конструирование фигуры из частей). Оценивается стратегия деятельности (хаотическая, пробы и ошибки, проба - примеривание, целенаправленное выполнение со зрительным примериванием); отношение к своим ошибкам (критичность к результатам); обучаемость ребёнка (в том случае, если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, применяются различные виды помощи, после чего анализируется объём необходимой для правильного выполнения помощи и возможность переноса на аналогичный материал).
Разрезные картинки применяются для выявления уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики пространственных представлений (в частности, способности соотнесения частей и целого и оценки их пространственных взаимоотношений).
Материал: комплекты рисунков, каждый из которых содержит одно изображение, являющееся эталоном, и два изображения, разрезанные по указанным линиям. При этом изображения каждого комплекта разрезаются по-разному и представляют тем самым задания различной сложности. Задания усложняются не только числом частей, но и конфигурацией разреза, а также характером самого изображения.
Перед ребёнком на столе кладётся эталонное изображение и рядом в случайном порядке раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного. Инструкция задаётся в словесной форме и одновременно в виде показа. Ребёнка просят сложить из частей, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная.
Оценка. Анализируется уровень доступной сложности задания, преимущественная стратегия деятельности, сформированность пространственного анализа и синтеза, критичность ребёнка к собственным результатам, обучаемость ребёнка.
После проведения итогового мониторинга мы получили следующие результаты:
- складывание разрезных картинок: положительная динамика у 40% детей из 100%;
- собирание досок Сегена: положительная динамика у 60% детей из 100%.
По результатам наблюдения за детьми в ситуации занятия можно говорить о положительных изменениях по следующим показателям.
Конструирование по образцу (объёмный конструктор, мозаика): положительная динамика у 60% детей из 100%.
Развитие ручной моторики:
Захват мелких деталей (мозаика): положительная динамика у 80% детей из 100%.
Захват карандаша: положительная динамика у 60% детей из 100%.
Усидчивость на занятии: положительная динамика у 60% детей из 100%.






