Лекция 7. Применение современных технологий в процессе преподавания интегративного курса «Окружающий мир»
1. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение давно и успешно зарекомендовало себя. По существу, оно применялось еще в Древней Греции. Однако именно со второй половины XX в. понятия «проблемное обучение» и «проблемный подход» получили широкое распространение в психолого-педагогической литературе и практике школы. Эти понятия тесно сопряжены с исследовательским подходом к обучению, а само проблемное обучение стало символом современного урока.
Проблемное обучение влияет на формирование метапредметных учебных действий. Систематическое привлечение школьников к решению проблемных вопросов — характерный признак проблемного типа обучения, нацеленного на общее развитие ребенка и его индивидуальных способностей.
1.1 Понятие проблемного обучения.
В психолого-педагогической литературе понятие проблемного обучения трактуется различно: тип обучения, метод обучения, принцип обучения, дидактический подход, технология проблемного диалога. Авторы выделяют общие элементы проблемного обучения, как создание проблемных ситуаций и решение проблем.
|
|
Проблемная ситуация -представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий (И. Я. Лернер). Для создания проблемной ситуации нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить задание, чтобы новое содержание, подлежащее усвоению, занимало место неизвестного.
В психолого-педагогической литературе различаются традиционные и реальные проблемные ситуации. Впервом случае заимствованная из науки проблема адаптируется к возрасту учащихся, например, предлагается рассмотрение пищевых цепей, взаимосвязей между живой и неживой природой. Однако постановка и решение проблем, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, получат более яркий отклик в его душе: следовательно, такие проблемные ситуации будут мотивировать младшего школьника к изучению окружающего мира. Например, в Москве намечено строительство нескольких мусоросжигательных заводов: «Что делать с мусором — сжигать или не сжигать? Где разместить заводы по переработке мусора?» — вот примерные формулировки проблемной ситуации. Таким образом, реальная проблема имеет два признака: 1) является личностно значимой для ребенка; 2) требует от ученика усилий по сбору необходимой информации, поиску путей решения проблемы и, что особенно важно, деятельности в соответствии с найденным решением.
|
|
В процессе анализа проблемной ситуации определяется элемент, который вызвал состояние интеллектуального затруднения, т.е. проблема. В учебном процессе проблема может иметь форму проблемного вопроса или проблемного задания.
В организации решения проблемы выделяются этапы: 1) осознание проблемы, вскрытие противореча 2) выдвижение гипотезы; 3) доказывание гипотезы; 4) общий вывод. Практика реализации проблемного обучения показывает, что иногда бывал трудно сделать однозначный общий вывод. Хотя подобные ситуации чаш всего сопровождают процесс решения реальных проблем, учителю в любом случае не стоит бояться неоднозначности вывода, поскольку это свидетельствует о диалектических противоречиях, сложном пути познания, существовании различных взглядов на тот или иной вопрос.
Таблица 7
Этапы решения проблемы
Этап | Название этапа | Суть этапа | Прием учебной работы |
Осознание проблемы, вскрытие противоречия | Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе | Установление причинно- следственных связей, нахождение разрыва в связях | |
Формулирование гипотезы | Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа | Выдвижение гипотезы | |
Доказательство гипотезы | Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения | Обоснование гипотезы | |
Общий вывод | Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием | Установление причинно- следственных связей |
Для облегчения усвоения логики решения проблемных вопросов целесообразно предложить учащимся памятку-инструкцию.
Памятка «Как решить проблемный вопрос?»
1 -й этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия. Нужно внимательно прочитать вопрос, найти условие и требование вопроса. Определить, что дано в условии и что требуется найти. Вспомнить, что уже известно об этом объекте или явлении, какие причинно- следственные связи его объясняют. Сопоставить ранее полученные знания и новую информацию. На основании такого сопоставления выявить противоречие, скрытое в вопросе.
2-й этап. Формулирование гипотезы. Надо выдвинуть предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформулировать гипотезу.
3-й этап. Доказательство гипотезы. Необходимо поставить новый вопрос, исходя из предположений, высказанных в гипотезе; затем ответить на вопрос и по возможности проверить свой ответ.
4-й этап. Общий вывод. Нужно ответить на вопросы о том, какие новые знания вы получили; что нового узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект.