Лекция 7. Применение современных технологий в процессе преподавания интегративного курса «Окружающий мир»

Лекция 7. Применение современных технологий в процессе преподавания интегративного курса «Окружающий мир»

 

1. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение давно и успешно зарекомендовало себя. По существу, оно применялось еще в Древней Греции. Однако именно со второй половины XX в. понятия «проблемное обучение» и «проблемный подход» получили широкое распространение в психолого-педагогической литературе и практике школы. Эти понятия тесно сопряжены с исследовательским подходом к обучению, а само проблемное обучение стало символом современного урока.

Проблемное обучение влияет на формирование метапредметных учебных действий. Систе­матическое привлечение школьников к решению проблемных вопросов — характерный признак проблемного типа обучения, нацеленного на общее развитие ребенка и его индивидуальных способностей.

1.1 Понятие проблемного обучения.

В психолого-педагогической литературе понятие проблемного обучения трак­туется различно: тип обучения, метод обучения, принцип обучения, дидакти­ческий подход, технология проблемного диалога. Авторы выделяют общие элементы проблемного обучения, как создание проблемных ситуа­ций и решение проблем.

Проблемная ситуация -представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления кото­рого требуют поиска новых знаний, новых способов действий (И. Я. Лернер). Для создания проблемной ситуации нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить задание, чтобы новое содержание, подлежащее усвоению, занимало место неизвестного.

В психолого-педагогической литературе различаются традицион­ные и реальные проблемные ситуации. Впервом случае заимствованная из науки проблема адаптируется к возрасту учащихся, например, предлага­ется рассмотрение пищевых цепей, взаимосвязей между живой и неживой природой. Однако постановка и решение проблем, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, получат более яркий отклик в его душе: следовательно, такие проблемные ситуации будут мотивировать младшего школьника к изучению окружающего мира. Например, в Москве намечено строительство нескольких мусоросжигательных заводов: «Что делать с мусором — сжигать или не сжигать? Где разместить заводы по переработке мусора?» — вот примерные формулировки проблемной ситуации. Таким образом, реальная проблема имеет два признака: 1) является личностно значимой для ребенка; 2) требует от ученика усилий по сбору необ­ходимой информации, поиску путей решения проблемы и, что особенно важно, деятельности в соответствии с найденным решением.

В процессе анализа проблемной ситуации определяется элемент, который вызвал состояние интеллектуального затруднения, т.е. проблема. В учебном процессе проблема может иметь форму проблемного вопроса или проблемного задания.

В организации решения проблемы выделяются этапы: 1) осознание проблемы, вскрытие противореча 2) выдвижение гипотезы; 3) доказывание гипотезы; 4) общий вывод. Практика реализации проблемного обучения показывает, что иногда бывал трудно сделать однозначный общий вывод. Хотя подобные ситуации чаш всего сопровождают процесс решения реальных проблем, учителю в любом случае не стоит бояться неоднозначности вывода, поскольку это свидетель­ствует о диалектических противоречиях, сложном пути познания, суще­ствовании различных взглядов на тот или иной вопрос.

Таблица 7

Этапы решения проблемы

Этап Название этапа Суть этапа Прием учебной работы
  Осознание про­блемы, вскрытие противоречия Обнаружение скрытого противоречия в проблем­ном вопросе Установление причинно- следственных связей, нахож­дение разрыва в связях
  Формулирова­ние гипотезы Обозначение с помо­щью гипотезы основного направления поиска ответа Выдвижение гипотезы
  Доказательство гипотезы Доказательство или опро­вержение высказанного в гипотезе предположения Обоснование гипотезы
  Общий вывод Обогащение ранее сформи­рованных причинно-след­ственных связей новым содержанием Установление причинно- следственных связей

 

Для облегчения усвоения логики решения проблемных вопросов целе­сообразно предложить учащимся памятку-инструкцию.

Памятка «Как решить проблемный вопрос?»

1 -й этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия. Нужно внимательно прочи­тать вопрос, найти условие и требование вопроса. Определить, что дано в условии и что тре­буется найти. Вспомнить, что уже известно об этом объекте или явлении, какие причинно- следственные связи его объясняют. Сопоставить ранее полученные знания и новую инфор­мацию. На основании такого сопоставления выявить противоречие, скрытое в вопросе.

2-й этап. Формулирование гипотезы. Надо выдвинуть предположение о причи­нах возникновения явления или объекта, сформулировать гипотезу.

3-й этап. Доказательство гипотезы. Необходимо поставить новый вопрос, исходя из предположений, высказанных в гипотезе; затем ответить на вопрос и по возможно­сти проверить свой ответ.

4-й этап. Общий вывод. Нужно ответить на вопросы о том, какие новые знания вы получили; что нового узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явле­ние или объект.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: