Проблемное обучение на уроках по предмету «Окружающий мир»

1.2. Проблемное обучение на уроках по предмету «Окружающий мир»

Содержание предмета «Окружающий мир» отличается конкретностью изучаемых явлений, процессов и объектов. В основе познавательной деятельности лежит чувственное восприятие реальных явлений и объектов окружающего мира. Вот почему при создании и рассмотрении проблемных ситуаций на уроках предмета «Окружающий мир» необходимо постоянно опираться на использование изображений изучаемых процессов и явлений, привлекать жизненный опыт, а также краеведческий материал.

Важным источником знаний для младшего школьника является учебник, поэтому при реализации проблемного подхода к обучению преподаватель сможет найти здесь достаточное количество проблемных вопросов и ситуаций. Однако всегда нужно помнить, что проблемными вопросы могут быть лишь при соблюдении следующих условий:

1) вопрос имеет связь с ведущими научными идеями естествознания; понятиями и закономерностями науки, мировоззренческими проблемами;

2) вокруг очерченных проблем возможна группировка материала, в том числе фактического;

3) существует возможность раскрытия путей решения проблемы с целью приобщить детей к методам научного познания;

4) возможно конструирование проблемной ситуации на основе поставленного вопроса.

В УМК по предмету «Окружающий мир», рекомендованных в настоящее время для использования в школе, приведены некоторые проблемные ситуации.

Пример реализации технологии.

При изучении темы «Природа вокруг нас» детям предлагается задание: «В летнее каникулы школьники отправились в поход. После первого привала они обнаружили,что потеряли компас. Расскажи, как дети смогли сориентироваться без компаса»?

Тем самым авторы создают проблемную ситуацию, т.е. психологическое состояние интеллектуального затруднения, для преодоления которого требуется поиск новых знаний и способов деятельности. Здесь же возникает учебная проблема — элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение и который принимается учащимися «Что делать?» — формулируют проблему дети. Возникают гипотезы:

1. Вернуться домой. Но как правильно найти путь?

2. Использовать план местности.

3. Что делать, если нет плана местности?

Далее учащиеся предлагают различные пути решения проблемы, проверяя каждую гипотезу. Возвращаться домой — значит идти в противоположную сторону, т.е. обратно. Если мы шли север, то теперь надо идти на юг. Как это определить? С помощью часов. Что делать, если в группе нет школьника, имеющего часы с циферблатом? Тогда можно ориентироваться по Солнцу. Что делать, если погода пасмурная? Возможно, помогут местные признаки. Как определить направления по местным признакам?

В ходе решения проблемы дети уточняют, что, отправляясь в поход, надо быть более внимательными, обращать внимание на ориентиры на местности (реки, перекрестки дорог, отдельно стоящие деревья и т.п.).

В содержании курса «Окружающий мир» много вопросов и заданий, кото­рые подходят для создания проблемной ситуации, например: «Можно ли по внешнему виду отличить растения от животных?», «Ласточка и скво­рец — насекомоядные птицы, почему у них разные клювы?», «Были ли домашние животные до появления человека?» и пр. Учитель должен уметь видеть эти вопросы, вскрывать заложенные в них противоречия. Однако формировать умения самостоятельно решать проблемные ситуации необхо­димо постепенно, показывая детям, как нужно выполнять отдельные шаги решений, отдельные этапы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: