Введение
До появления федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ориентированных на формирование компетенций, содержание дисциплины «Налоги и налогообложение» для различных направлений и профилей подготовки имело несущественные различия.
Данная тенденция изменилась и связано это с формированием у студентов, обучающихся по разным образовательным программам, различных наборов компетенций.
Существенные отличия преподавания дисциплины студентам бакалавриата образовательной программы «Прикладная информатика в экономике» (направления подготовки «Прикладная информатика») института экономики и предпринимательства Университета Лобачевского вызвана наличием в планируемых результатах обучения [1-3] профессиональных компетенций вида:
ПК-1 «Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе»;
ПК-8 «Способность проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств» и т.д.
В ГОСТах информационные потребности субъектов предпринимательства, в том числе плательщиков НДС, рассматриваются как требования к информационному обеспечению ИС [4] в виде описания документов и их атрибутов, классификаторов, баз данных и т.д. Алгоритмы же расчетов по НДС рассматриваются в виде требований к математическому обеспечению ИС. Эти требования ориентированы на применение цифровых методов.
НДС [5, 6] является одним из наиболее сложных налогов налоговой системы РФ. Наибольшие затруднения вызывают расчеты НДС, связанные с объектом 1 налогообложения [5, ст. 146]: «Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав на территории РФ». Таким расчетам и посвящено настоящее пособие.
Важной инновационной особенностью, выделяющей пособие, является обязательное изучение документов, отражающих расчеты по НДС, и обоснование правильности расчетов на основе нормативно-правовых норм.
Практика показала, что темпы, объемы и качество освоения учебного материала существенно повышаются, если в процессе обучения в определенной логической последовательно рассматриваются:
– разные варианты заполнения продавцами счетов-фактур с расчетом налоговых баз и НДС по операциям реализации без предоплаты и с предоплатой;
– правила регистрации одного и того же счета-фактуры:
§ у продавца в книге продаж на различные моменты определения налоговых баз,
§ у покупателя в книге покупок на моменты расчета налоговых вычетов;
– различные виды НДС, связанные с выполнением операций продаж и покупок;
– фрагменты 17 статей НК РФ с комментариями (приведены в разделе 3 настоящего учебного пособия).
1. Налогоплательщики, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Объект обложения, операции, не подлежащие налогообложению, налоговый период
Прежде всего, обратим внимание на раздел 3 «Фрагменты 17 статей НК РФ с комментариями» настоящего пособия. Раздел написан в целях:
– первоначального ознакомления с положениями НК РФ;
– обоснования правильности приводимых в пособии рассуждений и расчетов по НДС;
– обоснования предлагаемых студентами решений в процессе самостоятельного выполнения заданий.
Рекомендуется начать изучение материала с прочтения в разделе 3 фрагментов следующих статей НК РФ (выделены курсивом комментарии автора):
ü статья 143 «Налогоплательщики»;
ü статья 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика»;
ü статья 146 «Объект налогообложения»;
ü статья 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)»;
ü статья 163 «Налоговый период».
Отдельные положения и термины могут оказаться не понятными, но пока это является допустимым.
Из прочитанных фрагментов статей следует запомнить следующее:
- налоговый период НДС составляет один квартал (по другим налогам он, как правило, равен календарному году);
- статьей 146 к объекту налогообложения отнесены 4 вида операций, но в настоящем пособии будут рассматриваться расчеты, связанные только с первым видом операций (пп. 1 п.1 ст. 146) – «Операциями реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав на территории РФ», так как эти расчеты являются наиболее сложными и после их освоения обучающиеся смогут без особых затруднений самостоятельно изучать материал по трем другим частям объекта обложения.






