Обучающие карточки по лексической теме «Грибы».
Пояснительная записка
Не секрет, что в логопедических группах компенсирующей направленности реализация поставленных целей и задач строится на изучении различных лексических тем. Во время изучения каждой темы педагогом намечаются:
- словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении;
- различные грамматические категории;
- типы предложений и уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.
Планируя и готовясь к изучению с детьми новой лексической темы, педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как нехватка именно дидактического материала для реализации поставленных целей и задач, что ведет к суживанию поля деятельности работы с детьми. Одна из таких лексических тем - «Грибы». Проанализировав множество литературы, было замечено, что для изучения этой темы очень мало наглядного материала при изобилии лексического. В основном это пособия на развитие номинативного словаря (изучение названий грибов) или на дифференциацию грибов: съедобные, ядовитые. Таким образом, возникла необходимость создания дидактического материала по данной лексической теме.
|
|
Цель: развивать все компоненты речи детей на лексической теме «Грибы».
Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас речи детей.
2. Совершенствовать грамматический строй речи:
- образование и правильное использование имён прилагательных;
- образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- образование имён существительных с помощью суффикса -ищ-;
- образование имён существительных с разными падежными окончаниями;
- образование имён существительных множественного числа Им. и Р. падежей;
- образование глаголов прошедшего времени;
- согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;
- употребление притяжательных местоимений;
- составление предложений с использованием союза «а»;
- составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, из-за.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
5. Дифференцировать грибы: съедобные и ядовитые.
6. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
7. Развивать элементарные математические представления:
- количественный счет;
- счетные операции в пределах пяти, сравнение множеств;
- пространственные представления.
Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, его закрепления, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.
В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.