ТЕМА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ
Задание для практических занятий и самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «маркетинг».
2. Каковы роль и функции маркетинга в деятельности современного предприятия?
3. Опишите элементы комплекса маркетинга.
4. Охарактеризуйте концепции маркетинга.
5. Приведите примеры товаров и услуг, соответствующих видам маркетинга в зависимости от состояния спроса?
6. Перечислите факторы макросреды организации.
7. Назовите факторы микросреды организации.
В учебно-практическом пособии по теме 1 «Сущность и содержание маркетинга»:
1) выполнить задание «Принципы ведения бизнеса»;
2) ответить на тестовые задания для самопроверки.
2.1. Система маркетинговой информации.
2.2. Маркетинговые исследования.
В мировой экономике развиваются четыре тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и качественной маркетинговой информации.
1. Переход от регионального маркетинга к маркетингу в масштабе страны, а затем к международному маркетингу. Организации постоянно расширяют свои рынки.
|
|
2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста доходов покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Производителям и продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на характеристики, оформление и прочие свойства товаров, и они обращаются к маркетинговым исследованиям.
3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Все больше используются индивидуализация товаров, реклама и стимулирование сбыта. Продавцам надо знать, как реагирует рынок на их предложения и мероприятия.
4. Конкуренция преобразуется в кооперацию-конкуренцию, т.е. кооперация на этапе создания товара сменяется конкуренцией на этапе производства и реализации. Фирмы-конкуренты объединяют усилия в дорогостоящих маркетинговых исследованиях и научных разработках новейших товаров.
Система маркетинговой информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, которая используется в целях совершенствования планирования, реализации и контроля маркетинговых мероприятий.
Система маркетинговой информации обычно включает системы внутренней отчетности, сбора текущей маркетинговой информации, маркетинговых исследований и анализа информации.
1.Система внутренней отчетности – отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, состояние и движение финансовых средств. Применение компьютеров позволяет фирмам создавать всеобъемлющие системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех подразделений. Воспользовавшись компьютерной сетью фирмы, торговые агенты могут ответить на вопросы клиентов о наличии товара. Компьютер укажет, каковы запасы на ближайшем складе и когда можно будет отгрузить товар.
|
|
2.Система сбора внешней маркетинговой информации – это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками фирмы. Хорошо организованные предприятия принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить объем собираемой внешней текущей маркетинговой информации.
Малые и средние фирмы покупают сведения у сторонних поставщиков маркетинговой информации. Крупные фирмы имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов представляют управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени, которые содержат актуальные новости, и ведут досье, где собраны интересующие фирму сведения. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим.
3.Система маркетинговых исследований.
4.Система анализа маркетинговой информации – набор эффективных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей.
Статистический банк – совокупность современных методик статистической обработки информации, которые позволяют наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Сегодня большое распространение получили компьютерные программы по обработке статистических данных.
Банк моделей – набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка (например, модели ценообразования, модели выбора мест расположения, модели бюджетов и др.).