Тема 9. Руководство и лидерство в сфере труда

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Какие функции выполняет социальный контроль в сфере труда?

2. Дайте определение трудовой дисциплины. Какие виды социального контроля трудовой дисциплины вам известны?

3. Какие факторы способствуют несоблюдению работником требований трудовой дисциплины?

4. Согласны ли с мнением, что соблюдение норм поведения, принятых в коллективе, оказывает большое влияние на адаптацию и интеграцию работника? Ответ аргументируйте.

1. Понятие и стили руководства.

2. Оценка эффективности деятельности руководителя.

3. Лидерство: понятие, особенности теоретических подходов.

1. Управление - необходимый вид деятельности, который осуществляется руководителем или менеджером, можно сказать, что это его основная функция. Управление зарубежные и отечественные исследователи определяют как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стиле руководства, под которым понимается совокупность индивидуально-типических особенностей методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

В научной литературе существуют различные подходы к определению и характеристике управленческих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является классификация, включающая: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный стили управления (таблица 1).

Таблица 1.

Стили руководства

Общие психологические характеристики руководителя Отношение к подчинённым Характеристики групповых отношений
I. Авторитарный стиль
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов. Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других. Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность.
II. Демократический стиль
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен. Главная черта – постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности. Минимум агрессивности друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрение творчества.
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчинённых. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности. Состояние неуверенности, отсутствие целеустремлённости, плывёт по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты.

Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.

Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться: один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности; другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований.

Руководителей можно типологизировать по следующим критериям: внимание к людям и ориентация на цель организации. Следует отметить, что данная типология носит условный характер.

1. Демократ заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе, слабо учитывает потенциальные возможности работников, поэтому не всегда наилучшим образом выполняет задачу.

2. Основная ориентация диктатора - решение профессиональной задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют, т.к. считает, что для решения управленческой задачи достаточно профессиональной подготовки.

3. Пессимист мало внимания уделяет решению задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.

4. Организатор сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.

5. Основной задачей деятельности манипулятор считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления.

Некоторые исследователи руководителей делят на группы, а именно:

§ руководители технологического уровня - ежедневно осуществляющиеся операции и действия;

§ руководители управленческого уровня - координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности;

§ руководители институционального уровня - занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

Этим группам соответствуют и три уровня управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.

Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают и выполняют следующие функции:

§ осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;

§ постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;

§ распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;

§ распределяют задания среди работников.

Руководители этого ранга занимают должности мастера, бригадира, сержанта, заведующего отделом, старшей медсестры, старшего специалиста и т.д. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой - около 2-3 недель. И, как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена (чаще всего их два - верхний и низший).

К должностям среднего звена относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника. Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел, и выполняют следующие функции:

§ выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;

§ принимают решения по работе своего подразделения;

§ определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;

§ организуют разработку предложений по улучшению работы;

§ подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;

§ доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

Руководители среднего звена часто подвергаются перестановке, их должности наиболее часто сокращаются либо видоизменяются; большая часть рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

Руководители высшего звена - самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек. Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции:

§ принимают важнейшие решения;

§ выполняют больший объем работ в высоком темпе;

§ постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома.

В любой организации руководители с разной степенью успешности справляются со своими управленческими полномочиями, нередки случаи ухудшения работы руководителей. Поэтому следует обращать внимание на признаки, свидетельствующие о процессе деградации руководителя. Например: 1) основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение высокой зарплаты; 2) руководителя начинают больше всего волновать «символы» его должностного положения; 3) руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе; 4) руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации; 5) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных; 6) руководитель утрачивает возможность видеть перспективу и перестает поддерживать предложения по изменению работы; 7) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.

2. Для того, чтобы определить, насколько эффективен тот или иной руководитель, необходимы критерии, позволяющие оценить эффективность его работы. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда, с экономической точки зрения, проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции. Помимо указанных критериев эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии:

1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо "текучести" кадров;

2) мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);

3) авторитет руководителя в коллективе;

4) самооценка коллективом своей сплоченности, успешности функционирования.

Критерии эффективности руководства представлены на рисунке 1.

Для повышения эффективности руководства и для того, чтобы предприятие "процветало", руководителю необходимо в своей деятельности пользоваться некоторыми принципами.

В производственной сфере: выпускать продукцию, пользующуюся спросом; применять современное оборудование и современные технологии для обеспечения высокого качества и производительности; снижать себестоимость; автоматизировать производство; использовать квалифицированные кадры; осуществлятьконтроль качества сырья и комплектующих узлов от поставщиков; проводить разумную финансовую политику.

Критерии эффективности
Рисунок 1 - Критерии эффективности руководства

       
   
 


В организационной сфере: сформировать организационную структуру, адекватную особенностям предприятия; иметькомпетентных заместителей и делегировать им полномочия; создатьслужбу маркетинга (анализ спроса продукции, сбыт, реклама); разумно и гибко планировать (разработать стратегический план, бизнес-план, текущие планы); сформировать резерв управленческих кадров; распределить работу с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей; создать системуобучения и повышения квалификации кадров; поощрять инициативы низовых работников; разработать систему эффективного и гибкого стимулирования работников и др.

3. Лидерство - это такой тип управленческого взаимодействия, который основан на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направлен на побуждение людей к достижению общих целей.

Основой лидерства является специфический тип управленческих отношений - «лидер - последователи». Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Изучения опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывали значительное влияние на развития мировой истории, тщательное их изучение началось примерно столетие назад. В настоящее время в западной и отечественной науке существуют разные теории, объясняющие природу лидерства.

1. Теория лидерских качеств исходит из того, что лидеры имеют определенный уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Отсюда делается вывод, что лидерами рождаются, а не становятся (таблица 2).

2. Концепции лидерского поведения предполагали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

3. В концепциях ситуационного лидерства исследуется взаимодействие различных ситуационных переменных с целью обнаружения причинно-следственной связи в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Лидерство и руководство - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя.

Таблица 2.

Лидерские качества

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приоритетные качества
  1. Ум и логика
  2. Рассудительность
  3. Проницательность
  4. Оригинальность
  5. Образованность
  6. Знание дела
  7. Речевая развитость
  8. Любопытство и познавательность
  9. Интуитивность
  1. Инициативность
  2. Гибкость
  3. Бдительность
  4. Созидательство
  5. Честность
  6. Личностная целостность
  7. Смелость
  8. Самоуверенность
  9. Уравновешенность
  10. Независимость
  11. Самостоятельность
  12. Амбициозность
  13. Потребность в достижениях
  14. Настойчивость и упорство
  15. Энергичность
  16. Властность
  17. Работоспособность
  18. Агрессивность
  19. Стремление к превосходству
  20. Обязательность
  21. Участливость
  22. Целеустремлённость
1. Умение заручаться поддержкой. 2. Умение кооперироваться. 3. Умение завоёвывать. 4. Такт и дипломатичность. 5. Умение брать на себя риск и ответственность. 6. Умение организовывать. 7. Умение убеждать. 8. Умение менять себя. 9. Умение быть надёжным. 10. Умение шутить и понимать юмор. 11. Умение разбираться в людях.

Исследователи тактики лидера показали, что лидер должен, во-первых, уметь подчинить себя общественным интересам, во-вторых, должен выжидать, что выяснить намерения других людей. Умный лидер не всегда действует напрямую. Иногда он дает возможность не в меру инициативному товарищу взять на какое-то время бразды правления в сои руки, чтобы принять на себя руководство, когда группа зайдет в тупик.

Психологи выяснили, что авторитарные руководители сильно не дооценивают развитие положительных качеств у своих подчиненных. Руководитель-либерал, напротив, склонен переоценивать своих подчиненных. Этих крайностей в оценках стараются избегать руководители-демократы. Важнейшим субъективным условием успешной деятельности руководителя является его личный авторитет, т.е. то влияние, которое личность оказывает на людей и то признание, которым она пользуется среди них.

Руководителю желательно обладать так называемыми тремя «Д»: доступностью, доброжелательностью и добропорядочностью. Люди ценят руководителя как обаятельного человека, тонкого психолога, способного с профессиональной компетентностью решать производственные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: