Лепетухин Николай Владимирович

Заключение

Каждое поколение стремилось подчеркнуть сложность и редкость проживаемого времени, проходящих перед ними исторических событий. Людям, живущим в настоящем и догадывающимся о будущем, кажется, что за горизонтом событий ждёт их «конец истории». Для многих наших сограждан таким аккордом истории стал распад СССР и крах иллюзии строительства коммунизма. Эти процессы вызвали радикальные изменения во всем мире, не стали концом света, но привели к появлению проблемы постсоциалистического мироустройства. Важной частью этой проблемы стало оформление современной российской государственности, заявившей о своей демократической и правовой направленности [см. Конституция РФ. Раздел 1. Статья 1]. Сложнейший процесс оформления гражданского общества и демократии возможен только при высоком образовательном, культурном уровне большинства населения страны, который основывается на знании отечественной и зарубежной истории.

Сова Минервы, говорил Гегель, начинает свой полёт в сумерки – во времена, когда на смену старому строю идёт новый. Во времена перемен, крутых поворотов появляется возможность заглянуть в будущее и переоценить прошлое. Историки, как и сова богини покровительствовавшей в римской мифологии наукам и искусству, плохо видят днём, т.е. настоящее. Точнее, их ремесло приспособило зрение к чтению документов прошлого, у них развилась профессиональная историческая дальнозоркость. И чем ближе к современности описываемые историками события, тем туманнее, неопределённее их смысл и значение. Специфика исторической науки состоит в пристальном изучении прошлого через призму настоящего. «Объективную» историю, т.е. историю, написанную без оглядки на современность создать не возможно. Но важнейшей предпосылкой для выполнения историей её социальных функций является правдивость. Ещё древнегреческий историк Полибий (около 200-120 гг. до н.э.) писал: «Правда должна господствовать надо всем: как живое существо делается ненужным, если его лишат зрения, так и история (потеряв правдивость) превращается в бесполезное разглагольствование». [Цит. по: Биск И.Я. Методология истории. Иваново, 2007. С. 39]. История только тогда может стать учительницей жизни, если она и написана честно и профессионально, и её читатель – человек любопытный и компетентный. Опыт истории – для «зрячих».


Дайте определение следующим понятиям:

Вервь, протогосударство, норманнская теория, дружина, князь, полюдье, боярин, младшая дружина, посадники, повоз, погост, старшая дружина, кормление, огнищанин, вотчина, баскак, ярмо, смерд, рядович, закуп, холоп, изгой, волость, окольничий, казна, дьяк, подьячий, наместник, целовальники, губа, земство, Боярская дума, приказ, стольник, воевода, думный дворянин, Избранная рада, опричнина, Земский собор, приказная изба, губной староста, тиун, абсолютная монархия, «Табель о рангах», Правительствующий сенат, коллегия, Синод, губерния, провинция, дистрикт, Тайная канцелярия, Негласный комитет, Государственный совет, Совет министров, ведомство, губернатор, Государственная дума, военно-промышленные комитеты, союзы земств и городов, Временное правительство, Совет рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание, Двоевластие, диктатура пролетариата, Совет народных комиссаров, Высший совет народного хозяйства, продотряд, продразвёрстка, Всероссийская Чрезвычайная комиссия, нэпман, ГУЛАГ, съезд КПСС, генсек, партократия, «новые русские».


Основная учебная литература:

1. Боффа, Дж. История Советского Союза / [пер. с итал.] Дж. Боффа. М., 1994. Т. 1. - 628 с.; Т. 2. – 631с.

2. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991 / [пер. с фр.] Н. Верт. М.: Прогресс, 1992. - 480 с.

3. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Марковой. М., 2003. – 496 с.

4. Данилов, А.А. Российская история: учебное пособие / А.А. Данилов. Иваново: Иван. гос. ун-т., 2008. – 499 с.

5. История Отечества: люди, идеи, решения / [сост. В.А. Козлов]. М., 1991. – 364 с.

6. История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. М., 2007. – 350 с.

7. Ключевский, В.О. О русской истории / В.О. Ключевский. М.: Просвещение, 1993. - 576 с.

8. Козлов, Ю.В., Козлова, А.Ю. История государственного и муниципального управления в России / Ю.В. Козлов, А.Ю. Козлова. Иваново: Иван. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 112 с.

9. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России: учебник / А.С. Орлов [и др.] М.: Проспект, 2004. - 520 с.

10. Российская цивилизация: учебное пособие для вузов / под ред. М.Л. Мчедлова. М: Академ. проект, 2003. – 655 с.

11. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов / Л.И. Семеникова. М: ИНТЕРПРАКС, 2003. – 601 с.

12. Согрин, В.В. Политическая история современной России: 1985-2001 гг.: от Горбачёва до Путина / В.В. Согрин. М: ИНФРА-М, 2001. – 262 с.

13. Хоскинг, Дж. История советского Союза: 1917-1991 / [пер. с анг.] Дж. Хоскинг. М: Вагриус, 1994. – 510 с.

Электронные ресурсы:

www.hist.msu.ru (электронные тексты документов по курсу российской истории)

https:// lants.tellur.ru/index.htm

www.lants.telur.ru (сочинения по истории России, версии, гипотезы, теории)

www.rubricon.ru (энциклопедический словарь «История Отечества»)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: