Процедура определения рейтинга для компании

Цель кредитных рейтингов

Характеристика кредитного рейтинга

Тема 17. Кредитный рейтинг компании

План лекции

1. Характеристика кредитного рейтинга

2. Процедура определения рейтинга для компании

Кредитный рейтинг — это официальное заключение о кредитоспособности субъекта хозяйственной деятельности (им может быть государство, государственное учреждение, финансовая организация или большая компания). Рейтинг присваивается конкретному выпуску долговых обязательств организации и дает основание для сопоставления собственного кредитного риска с риском других компаний.

Главная цель кредитных рейтингов заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги типа еврооблигаций. Рейтинг является ориен­тиром для оценки инвестиционного риска. Он характеризует возможность того, что инвесторы полностью и вовремя получат платежи процентов на вложенный капитал, а также основную сумму долга с наступлением срока погашения.

Инвесторы могут строить свою инвестиционную политику на кредитных рейтингах, ограничивая суммы вкладов в долговые обязательства с рейтингом ниже определенного уровня или даже вообще отказываясь от инвестиций в ценные бумаги с рейтингом ниже определенного уровня.

От рейтинга ценных бумаг (долговых обязательств какой-либо компании) зависит ставка процента, по которой эмитент сможет получить дополнительные средства на денежном рынке (в особенности в США).

Рейтинг компании (а следовательно, и долговых обязательств этой компании) — это показа­тель вероятности того, что инвестору, вложившему средства в долговое обязательство организации, будут уплачены проценты полностью и вовремя, а также возвращена в срок основная сумма вложенных средств. Инвесторы могут использовать рейтинги для определения своих капиталовложений.

Кредитные рейтинги широко признаны на практике. Банки могут справляться о рейтинге по долговым обязательствам компании, чтобы решить, давать ли кредит этой компании и по какой ставке процента. Таким образом, маржа выше ставки LIВОR, по которой крупные компании могут получить займы, определяется кредитным рейтингом.

Банки также могут использовать кредитные рейтинги для установления лимитов на объем сделок с данной компанией. Например, для любой компании с заданным кредитным рейтингом банк может установить предельный размер ссуды, суммы долгового обязательства или сделки с инос­транной валютой и т.п.

Кредитные рейтинги также могут наложить свой отпечаток на связи фирмы. Следовательно, компании и банки с наивысшими кредитными рейтингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве элитарных организаций.

Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Агентства по кредитному рейтингу проводят оценку рейтинга организаций, как правило междуна­родных, которые выпускают долговые обязательства для пополнения своего капитала. Запрос на рейтинг исходит от эмитента инструментов займа (например, при выпуске облигаций) или от его финансовых консультантов.

Рейтинг определяется для компании-эмитента, однако он присваивается конкретному выпуску долговых обязательств, так как была оценена информация именно по этой эмиссии. Другими словами, кредитный рейтинг применяется не к самой организации, а к ее долговым обязательствам. Обычно инвесторы и финансисты ссылаются на кредитоспособность самой организации, исполь­зуя кредитный рейтинг ее долга. Компанию с высоким рейтингом называют "компанией с рейтингом три-А".

Рейтинг эмиссии держат под контролем, и если кредитоспособность эмитента ухудшается или улучшается, то соответственно будет изменен и рейтинг.

Организации, которые добиваются заключения о своем кредитном рейтинге, надеются на высокий рейтинг. Долговое обязательство, выпущенное компанией с высоким рейтингом, легче продать и с более низкой ставкой процента, чем в случае долга с более низким рейтингом или вообще без рейтинга.

При проведении официальной оценки кредитного рейтинга компании, соответствующее агентство вначале проводит предварительную оценку, которая включает в себя просмотр опубликованных финансовых результатов деятельности компании примерно за пять лет, а также другой доступной информации о компании, например пресс-релизов. Подсчитываются и анализируются финансовые коэффициенты компании и проводится их сравнение с аналогичными показателями для компаний в данной отрасли промышленности. Также изучаются тенденции в изменении финансовых коэффициен­тов за указанный период.

Затем предварительную оценку обсуждают с компанией. Компании рассказывают о вероятности получения ею того рейтинга, которого она добивается. Проведение более тщательного исследования начнется только в том случае, если компания даст согласие на продолжение анализа.

Много времени уходит на дискуссии между высшим управленческим персоналом компании и аналитиками агентства. Посредством таких дискуссий агентство должно получить более ясную картину о положении компании (и ее кредитоспособности), чем на основании изучения одних только "общедоступных" данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: