Этапы процесса определения кредитного рейтинга

1. Предварительное исследование. Изучение опубликованных данных о компании за пять лет.

2. Обсуждение результатов предварительного исследования с компанией. Согласие компании на продолжение исследований.

3. Компания предоставляет агентству дополнительный материал для подробного изучения. Этот материал большей частью описательный и касается стратегии компании, а также включает прогнозы доходов и расходов, предложения по капитальным вложениям и прогнозы других показателей на три года.

4. Встречи между аналитиками и высшим руководством компании.

5. Рейтинговый комитет проводит совещание по результатам исследования.

6. Решение о рейтинге сообщается по телефону компании, а затем публикуется.

При тщательном изучении материалов для оценки кредитного рейтинга компании очень важно глубоко проанализировать финансовые коэффициенты. Однако помимо этого, для получения долговременного прогноза о сильных и слабых сторонах компании исследуют также деловой, отраслевой и страновой риски по операциям компании.

Доля рынка, которую охватывает продукция или услуги компании, также часто становится важным фактором, принимаемым в расчет при оценке конкурентоспособности компании. Заключение о способности эмитента сохранить свою часть рынка нередко можно сделать на основании объема его долговременных контрактов на продажу изделий, разработок новой продукции, портфеля подтвержденных заказов, исходя из наличия в собственности компании целостной дистрибьютерской сети. Тем не менее, крупная доля рынка не всегда дает преимущества на рынке или доминирующее положение в отрасли.

По сравнению с анализом рынка продукта анализ отраслевого риска носит более общий характер, поскольку рассматривает стержневые факторы стабильности отрасли в целом, ее долговременные перспективы и уязвимость от экономических циклов. Особенности отрасли промышленности, такие как история рабочих волнений, вмешательства государства, потребность в расходах на оборудование или на исследования и разработки, также могут иметь значение при таком анализе.

Анализ отраслевого риска устанавливает верхний предел кредитного рейтинга. Компания, обла­дающая очень хорошей конкурентоспособностью в отрасли, переживающей длительный спад производства, или в отрасли с выраженной цикличностью, вряд ли сможет получить наивысший кредитный рейтинг.

Иногда существенное значение может иметь анализ странового риска. Рейтинг компании, бази­рующейся в конкретной стране, обычно не будет выше рейтинга самой страны по ее фактической или предполагаемой задолженности. К факторам странового риска относятся: характер государ­ственной поддержки производства, принадлежность капитала компании полностью или частично государству.

Анализ финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты часто определяют границы кредитного рейтинга, но сами не исполь­зуются для установления рейтинга. Не существует никакой определенной формулы для перевода финансовых коэффициентов в кредитный рейтинг. Как правило, придается наибольшее значение следующим коэффициентам и аспектам деятельности компании:

1. Операционная прибыль (до вычета амортизации) в процентах к сумме продаж (коэффициент прибыльности). Амортизацию не вычитают из прибыли, поскольку нормы амортизационных отчислений сильно отличаются друг от друга в различных компаниях и могут исказить сравнительные характеристики. Кредитные рейтинги существенно зависят от сопоставления аналогичных показателей для разных компаний в отрасли.

2. Только для компаний по продаже недвижимости применяют отношение чистого рентного дохода к суммарным затратам по выплате процентов (коэффициент процентного покрытия). Если этот коэффициент ниже 1,0, то маловероятна возможность присвоения кредитного рейтинга, рекомендующего компанию как объект инвестиций.

3. Покрытие постоянных затрат. Это отношение операционной прибыли к постоянным затратам, которые должна оплачивать компания. К постоянным затратам относятся суммарные издержки по выплате процентов, платежи по действующим договорам по аренде и дивиденды по привилегированным акциям. Для оценки компании как высококачественного объекта инвестиций исходят из предположения, что от такой компании нельзя ожидать невыплаты дивидендов по привилегированным акциям (т.е. не должно быть риска неуплаты дивидендов владельцам ее привилегированных акций).

4. Важной частью анализа финансовых коэффициентов является оценка того, будет ли у организации достаточно прибыли для покрытия приоритетных расходов (постоянных затрат), например, издержек по выплате процентов. Анализ рейтингового агентства также включает оценку соотношения чистых денежных поступлений организации и суммы ее долгов.

5. Поток денежных средств считается более надежным критерием способности компании вовремя возвращать свои долги, чем данные баланса. Не существует никакого "идеального" минимального отношения чистого потока денежных средств к сумме долгов, поскольку различные отрасли имеют разную интенсивность движения денежных средств. Ключевыми коэффициентами движения денежных средств являются отношение денежного потока к долгам и покрытие процентов за счет потока денежных средств.

6. При оценке кредитного рейтинга принимают также во внимание финансовую гибкость. Финансовая гибкость имеет отношение к способности компании привлечь, когда это потребуется, дополнительные финансовые средства за счет банковских кредитов либо путем выпуска новых долговых обязательств или акций. Помимо этого, существенное значение могло бы иметь наличие неосновных предприятий или дополнительных активов с высокой стоимостью на случай перепродажи.

Существуют и другие показатели, подлежащие изучению агентством по кредитному рейтингу, если они фигурируют в балансе компании. При каких-либо неясностях или неправильных толкованиях агентство заподозрит худшее. Примерами таких показателей являются:

— условные обязательства, например гарантии, неоконченные судебные тяжбы и т.п. Для компании может оказаться необходимым оплатить издержки при возникновении опреде­ленной ситуации;

— забалансовые финансовые операции и обязательства, например аренда собственности, условные обязательства и пенсионные обязательства;

— практика учета резервов и компенсационных фондов, широко применяемая в некоторых европейских странах. Это хорошо отработанные приемы "творческого" бухгалтерского учета;

— комбинация долговых обязательств, различающихся по срокам платежа, фиксированным или плавающим ставкам процента и валюте. Компания с большой суммой долгов в твердой валюте, срок выплаты которых наступает примерно в одно и то же время, имела бы высокую степень кредитного риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: