double arrow

Диагностика деятельности предприятия на основе рейтингового анализа


Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную оценку финансового состояния предприятий и провести их сравнение, является рейтинговый анализ. Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определенному признаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) предприятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Признаки (критерии) классификации предприятий могут отражать отдельные стороны деятельности предприятий (прибыльность, ликвидность, платежеспособность) или деятельность предприятия в целом (объем операций, надежность, имидж). В качестве оценочного критерия может также выступать уровень экономической состоятельности предприятия.

Характер формирования и назначение рейтингов различны. Рейтинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности предприятий, как правило, балансов (и именно они становятся доступными массовой печати). Адекватность таких рейтингов реальному положению дел в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики надежности предприятий. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, ассоциаций предприятий, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры).




Существует ряд недостатков, снижающих эффективность применения рейтинговых оценок при определении финансового состояния предприятий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Остается нерешенной проблема достоверного отражения финансового состояния предприятия в балансе. Пробелы в российском финансовом законодательстве, несовершенство ведения бухгалтерского учета, а также несформировавшиеся правила поведения предприятий на рынке не позволяют в полной мере доверять финансовой отчетности. Несколько сгладить эту проблему позволяют использование аудита и экспертных рейтинговых оценок, корректирующих формальные результаты расчетов. Следует отметить, что несмотря на обязательность аудита для всех без исключения открытых акционерных обществ, он проводится только в некоторых, что связано с низкой требовательностью налоговых органов, которые принимают их годовую отчетность без обязательного заключения аудитора. Экспертные оценки в той или иной степени используются в каждойиз существующих методик рейтинга, но чаще всего они основаны на отчетности, достоверность и законность которой не удостоверены аудитором.

2. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В печати рейтинг появляется через 2-4 месяца после составления анализируемых балансов (время необходимо на сбор и обработку информации). Такое отставание по времени является существенным недостатком рейтингов. Таким образом, к моменту публикации рейтингов финансовое состояние предприятий уже изменяется и представленная информация устаревает.



3. Формализовать мнения экспертов и выработать усредненный критерий влияния экспертной оценки на положение того илииного предприятия в рейтинге пока не удалось.

В настоящее время при составлении рейтингов выделяются два основных метода – экспертный и аналитический. Экспертный метод основан на опыте и квалификации специалистов-экспертов, использующих доступную информацию и выполняющих по собственным методикам анализ как количественных, так и качественных параметров. В процессе анализа наряду с собственно экономическими показателями учитывается целый ряд показателей общего характера. Основными из этих показателей являются:

• общие характеристики (организационно-правовая форма, история создания, наличие филиалов и структурных подразделений, деловая репутация, имеющиеся лицензии, товарные знаки);



• обобщающие показатели (уставный капитал, валюта баланса, наличие фондов и т. д.);

• специальные аналитические финансовые показатели (структура инвестиций, ликвидность, достаточность капитала, прибыльность).

Аналитический метод базируется исключительно на основе официальной финансовой отчетности предприятия и анализе только количественных показателей. Анализ проводится по формализованной схеме расчета коэффициентов и определения общего (рейтингового) балла. Условно можно выделить три основных этапа анализа.

На первом этапе проводится отсев предприятий через "фильтры", т. е. по формальным признакам определяются предприятия, о которых с высокой долей вероятности можно сказать, что их финансовое состояние сомнительно или достоверность представляемой ими отчетности вызывает большое подозрение. В построении итогового списка (рейтинга) выделяются два основных способа: составление единого рейтинга, ранжируемого по общему баллу, и составление категорий рейтинга, внутри которых предприятия ранжируются по алфавиту. На втором этапе проводится расчет используемых в методике коэффициентов, определяющих соотношение отдельных статей в балансе предприятия. На третьем этапе определяется итоговый балл рейтинга, как правило, путем суммирования рассчитанных коэффициентов, каждому из которых придан определенный удельный вес.

Качество полученного результата определяется полнотой оценки рейтинговой характеристики финансового состояния предприятия, корректностью и обоснованностью расчета итогового балла рейтинга. Отметим, что номинально наиболее полное и детальное исследование деятельности предприятия может быть осуществлено лишь сотрудниками предприятия, которые имеют возможность пользоваться самой широкой и достоверной информацией, включающей не только финансовую отчетность предприятия, но и аналитические расшифровки всех статей и данные специальных наблюдений (архивы, картотеки и т. п.). Однако специалисты, работающие на предприятии, могут быть субъективны в своих оценках и в отдельных случаях недостаточно компетентны.

Анализ финансового состояния предприятия включает ряд процедур. В наиболее общем виде эти процедуры могут быть представлены следующим образом:

• определение цели анализа;

• сбор информации;

• первичная обработка данных;

• экспресс-анализ;

•детализированный анализ;

• обоснование принятия решений.

Для повышения надежности полученных оценок и обоснования принимаемых решений нужно проводить наиболее полный и детальный анализ. Исполнение конкретных процедур, порядок их проведения и точность полученных результатов зависят от поставленных целей, качества и объема информации, методического обеспечения, квалификации специалиста, проводящего анализ. Так как сущность экспресс-анализа заключается в отборе минимально допустимого числа наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей, то в результате его проведения довольно точно можно определить финансовое положение предприятия как абсолютно надежное, либо – наиболее проблемное. Для оценки же способности предприятия противостоять отдельным видам рисков следует дополнительно проводить детализированный анализ финансового состояния. Для определения степени надежности или проблемности предприятия коэффициенты, используемые в анализе, имеют два контрольных значения: допустимое и критическое. Для получения общей оценки надежности предприятия проводится сравнительный анализ расчета отдельных коэффициентов и на его основе делается предварительное заключение о надежности предприятия.

Как уже отмечалось, вывод о надежности предприятия и других характеристиках его финансового состояния нельзя основывать только на результатах финансовой отчетности, а тем более на результатах экспресс-анализа. Полученные результаты расчетов должны быть дополнены информацией о состоянии платежной дисциплины на предприятии, его работе в кризисных ситуациях, компетентности руководства, составе его учредителей, спектре его деятельности, имидже на финансовом рынке и др. На основе результатов экспресс-анализа определяется целесообразность и необходимость проведения более детального анализа. Цель детализированного анализа – более подробная, всесторонняя оценка финансового состояния предприятия как за рассматриваемый период, так и на перспективу. Он конкретизирует и дополняет результаты экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от целей анализа. В общем виде детализированный анализ финансового состояния предприятия включает следующие этапы:

1) подготовка к анализу, или предварительный этап (характеристика направлений деятельности предприятия, проверка правильности оформления финансовых документов, проверка баланса на достоверность, проверка общей финансовой отчетности, уточнение схемы анализа по структуре и выбранным коэффициентам, уточнение критериев оценки);

2) расчет показателей по финансовой отчетности, или расчетный этап (общая структура баланса, структура брутто-баланса, структура нетто-баланса, аналитическая структура баланса, расчет аналитических коэффициентов);

3) оценка результатов анализа, или аналитический этап (проведение анализа и написание аналитического заключения о финансовом состоянии предприятия).

При этом надо иметь в виду, что (как и экспресс-анализ) результаты выполненных аналитических процедур не должны являться единственным и безусловным критерием для окончательного заключения о финансовом состоянии предприятия. "Материальной основы" анализа для получения конкретных и абсолютно достоверных результатов часто бывает недостаточно. Необходим также высокий уровень квалификации финансового аналитика, а также ряд дополнительных специальных сведений об объекте анализа.

Пионером рейтингового анализа был журнал Fortune, впервые опубликовавший список 500 крупнейших предприятий американской промышленности в 1955 г. С 1956 г. Fortune стал публиковать также рейтинг компаний сферы обслуживания. Отдельными разделами в нем фигурировали финансы, страхование, транспорт, торговля, коммунальное хозяйство. Для ранжирования компаний использовались различные критерии: для промышленности – объем продаж, для торговли – оборот, для финансовых компаний – активы. Подобное разделение сохранялось до 1996 г., когда Fortune стал ранжировать все компании по объему продаж.

Журнал Forbes публикует рейтинг 500 американских компаний, в котором в качестве основного критерия ранжирования положения используется не уровень показателей, а их динамика. Рейтинг учитывает рост прибыльности компаний и темпы роста объема продаж за последние пять лет, а также доходность акций, величину объема продаж, чистые доходы и долю прибыли в цене за последний год. Компании ранжируются по каждому из показателей, а общий рейтинг фирмы складывается как сумма рангов.

Газета Financial Times составляет список 500 крупнейших европейских, 100 американских и 100 японских компаний, используя в качестве критерия показатель капитализации. Показатель объема продаж также учитывается, но носит подчиненный характер, так как, по мнению экспертов, он неприменим для банков.

Еженедельник Business Week также использует показатель капитализации для составления рейтинга 1000 крупнейших компаний мира. Помимо этого, анализируются такие показатели, как объем продаж, прибыль, динамика курса и доходности акций.

Журнал Industry Week на основе данных консультационной фирмы Dun & Bradstreet и рейтингового агентства Moody's с 1995 г. составляет список 1000 крупнейших промышленных компаний мира по объему продаж.

Журнал Central European Economic Review публикует рейтинги крупнейших компаний восточноевропейских стран, включая Россию, по объему продаж.

Журнал Russia Review опубликовал список 100 крупнейших российских компаний по капитализации.

Журнал "Эксперт" с 1995 г. публикует рейтинги крупнейших российских компаний: 10 самых крупных компаний по объему продаж, рыночной стоимости, объему прибыли, темпам роста; 200 крупнейших компаний, оцениваемых с помощью системы показателей, с выделением в отдельный рейтинг компаний нефтяной промышленности и электроэнергетики, коммерческих банков, аудиторских и страховых компаний.







Сейчас читают про: